Жилье из государственного жилищного фонда

Квартира от государства

Жилье из государственного жилищного фонда

У государства можно попросить квартиру. И получить ее.

Ксения Суворова

получила двухкомнатную квартиру от государства

Это тяжелый путь. Потребуется собрать кучу документов и обойти немало кабинетов. Но получить жилье от государства реально. Вы сможете переехать из старой бабушкиной квартиры в новостройку или во вторичку с ремонтом — и при этом бесплатно.

Копия распоряжения о предоставлении жилой площади нуждающемуся

Существуют государственные программы, по которым выделяется льготное жилье. Таких программ много. В каждом регионе условия могут меняться: будут разные суммы, учетные нормы, но общая схема получения и правила одни.

В этой статье мы рассмотрим программы по расселению аварийного и коммунального жилья и предоставлению жилого пространства инвалидам, сиротам и ветеранам.

  1. Получить от государства субсидию на строительство или приобретение жилья по программе улучшения жилищных условий. Возможно, субсидии не хватит и придется доплатить.
  2. Снять квартиру у государства. Арендной платы не будет, только коммуналка.
  3. Арендовать квартиру по договору социального найма. Потом такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать.
  4. Получить новую квартиру по программе расселения аварийного жилья. Но могут расселить в коммуналку.
  5. Получить новую квартиру по программе расселения коммунальных квартир.
  6. Получить компенсацию по программе расселения коммунальных квартир. Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой.

Кому. Если человек ютится в одной квартире с родственниками, то ему должны найти новое жилье. Чтобы получить жилье, нужно доказать, что на прописанного в квартире приходится меньше учетной нормы жилого пространства. Это касается только квартиры, оформленной по договору социального найма.

В разных городах учетная норма разная. Обычно это от 6 до 11 м². В Санкт-Петербурге норма — 9 м², федеральный санитарный минимум — 6 м². Чтобы узнать свое право на улучшение условий, разделите общий метраж квартиры социального найма на количество прописанных в ней людей. Если получается меньше нормы, вы можете претендовать на улучшение жилищных условий.

Форма № 9: справка о регистрации. В ней можно узнать метраж и количество прописанных человек. Кроме того, этот документ необходим, чтобы попасть в очередь на квартиру. Справку получают в отделении вселения и регистрационного учета граждан (бывший паспортный стол).

Для получения достаточно паспорта

Улучшить жилищные условия могут малоимущие, многодетные семьи, ветераны военных действий, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, а также другие льготники. Еще есть шанс получить жилье без льгот, но очередь будет намного больше.

Государство предлагает таким гражданам несколько вариантов.

Взять субсидию на строительство или приобретение жилья. Государство дает немного денег. Вариант не подойдет, если вы не готовы брать ипотеку или у вас нет накоплений.

Субсидия рассчитывается от кадастровой, а не фактической стоимости квартиры, в которой человек живет и прописан. В Петербурге выдадут около 850 000 рублей на одного человека, сумма для семьи из двух и более человек будет иной. А скромная однушка стоит примерно от 1,7 миллиона рублей.

Снять квартиру у государства. Жилец не получит такую квартиру в собственность, продать и сдать ее тоже будет нельзя. Но зато жилец не платит за аренду и оплачивает только коммуналку.

Такой договор заключают на определенный срок, после чего пересматривают и продлевают либо переоформляют в договор социального найма. Если у жильца появится другое жилье, из арендованной квартиры придется съехать. Обычно такой вариант предлагают сиротам, чтобы их никто не обманул и не лишил дома.

Арендовать квартиру по договору социального найма. Такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать. Подробнее об этом можно узнать в жилищном кодексе — в статьях 72, 74, 76 и 77.

Сдать можно, сделав регистрацию человеку, который хочет взять квартиру в аренду. Продать можно либо через приватизацию жилья, либо прописав покупателя в квартире и сделав переоформление.

Обменять квартиру при этом проще, чем продать или сдать.

Чтобы улучшить жилищные условия, нужно собрать большой пакет документов: справки о доходах членов семьи и об их имуществе, все документы о льготах и наградах. После в жилищном комитете поставят в очередь на субсидию или аренду.

При этом надо учитывать, что суммарный доход членов семьи не должен быть выше дозволенного региональными актами. То есть семья должна считаться малоимущей. В каждом регионе свой прожиточный минимум. Сумма дохода всей семьи должна быть поделена на количество членов семьи, прописанной и проживающей в квартире. Доход на члена семьи не должен быть выше минимального прожиточного минимума.

Например, отец семьи в Санкт-Петербурге получает 40 000 рублей, его жена не работает, мать получает пенсию 10 000 рублей, а еще у него трое детей. Суммарный доход — 50 000 рублей. Делим его на количество всех членов семьи — 6 человек.

Получается, что на каждого члена семьи приходится 8 300 рублей. А это меньше прожиточного минимума: в 2017 году прожиточный минимум в Санкт-Петербурге по итогам II квартала составляет 10 758,7 рублей.

Эту сумму пересматривают после каждого квартала.

Самая быстрая очередь — льготная. Следующая по скорости — на получение субсидии. Остальные движутся намного медленнее.

В любой момент можно отказаться от очереди на социальную аренду и получить субсидию на покупку жилья.

Распоряжение о постановке в очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

Чтобы получить новое жилье, Тамаре Павловне нужно сделать так, чтобы на каждого прописанного в квартире человека приходилось менее 9 м². Чтобы получить такой метраж, можно:

  1. сделать ремонт и выровнять стены в старой квартире — общая площадь квартиры немного уменьшится. После пригласить специалиста из БТИ, который заново обмерит квартиру;
  2. подождать, когда появится третий внук, и прописать его в квартире;
  3. прописать в квартире зятя, но сделать это иногда непросто: если метража не хватает, а у взрослого человека есть другая жилплощадь, то могут отказать в прописке.

Если это случится, Тамара Павловна попадет в очередь на улучшение жилищных условий. А так как она ветеран и блокадница, то новую квартиру получит в первую очередь — за год или два. Ей выдадут новую однушку или квартиру-студию. А в ее старой квартире останется дочь с детьми.

Форма № 7: справка о характеристике жилого помещения. Тут указаны все сведения, которые вы должны знать о своей квартире

Константин Сергеевич с мамой-опекуном могут получить новую квартиру, а его сестра с детьми останутся в старой.

Чтобы получить жилье, нужно взять заключение в медицинском учреждении, где стоит на учете Константин Сергеевич. После этого можно получить еще одно заключение от органов опеки и попечительства.

Но один Константин Сергеевич переехать не сможет. Вместе с ним должна съехать его мама, которая считается опекуном.

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав.

Распоряжение об опекунстве и удостоверение опекуна — самые важные документы для детей-сирот, если они находятся под опекунством

Кате 18 лет. Она беременна и живет в однокомнатной квартире со своим опекуном, которая забрала ее из детского дома. Площадь однокомнатной квартиры — 26 м², в ней также прописан 30-летний сын опекуна.

Ване и Кате нужно доказать, что они сироты. Ваня предоставит в жилищный комитет администрации города решение суда о лишении родительских прав его родителей и документы об опекунстве.

Катя принесет свидетельство о смерти родителей, справку из детского дома и документы об опекунстве. После этого их поставят в очередь на новое жилье.

Ваня и Катя — сироты, и, значит, новое жилье они получат быстро, за несколько месяцев.

Государство выдаст им новое жилье по договору найма. Ваня и Катя должны будут жить в квартире сами, сдавать ее нельзя. Еще жильцы обязаны раз в год пускать специальную комиссию. Через пять лет жилье можно оформить по договору социального найма, а затем — приватизировать.

Договор найма жилого помещения. Это самый настоящий договор, в котором прописаны все условия предоставления жилого помещения государством

Кому. Расселение бывает двух типов — аварийного жилья и коммуналок.

Коммуналки расселяют по желанию владельцев, если они предоставят документы и встанут в очередь. Но это регламентируют специальные жилищные программы региона. В вашем регионе могут быть немного иные требования к расселению коммунальной квартиры.

Это необходимо учитывать.

Аварийное жилье идет под снос по списку. Списки составляют чиновники. Если дом разваливается, а в списке его нет, то придется ждать дальше или пытаться встать в другую очередь.

Когда. Очередь на расселение аварийного жилья — самая печальная. Некоторые ждут попадания в нее всю жизнь, пока дом разваливается на глазах. С коммуналками всё лучше: вы можете получить субсидию или переехать в новую квартиру.

Но лучше вам договориться с соседями и подать документы вместе или договориться о выкупе их доли. Вы и ваши соседи получите субсидию.

Очень часто в таком случае кто-то один выкупает оставшуюся часть квартиры, а бывшие соседи получают деньги от государства и ваши, чтобы купить себе новое жилье.

Как. Для расселения аварийного жилья не нужно собирать документы: власти сами свяжутся и предложат новую квартиру. Для коммуналок нужно подавать документы в жилищный комитет города или заменяющий его орган.

Жильцы коммуналок имеют право на компенсацию либо ждут расселения.

Компенсация — это выгодный вариант для жильцов коммуналок. Готовое жилье они получат в последнюю очередь, а на компенсацию можно взять ипотеку по льготным условиям.

Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой. Можно взять ипотечный кредит на покупку комнаты в той же коммунальной квартире.

Если вы подадите документы на расселение вместе, вас расселят быстрее тех квартир, где встал на очередь только один жилец. Часто одна семья получает субсидию и выкупает с помощью кредита вторую часть квартиры, а другая семья получает деньги и от государства и от соседей и покупает новое жилье.

  1. Соберите все документы, подтверждающие статус ваших родственников: инвалиды, ветераны, сироты, люди с хроническими заболеваниями.
  2. Посчитайте, сколько квадратных метров жилья приходится на каждого прописанного в квартире.
  3. Сравните с учетной нормой в вашем городе. Если меньше — готовьте документы для получения нового жилья.
  4. Постоянно обновляйте свой пакет документов, чтобы двигаться вверх в очереди на новую квартиру.
  5. Деньги получить проще, чем новую квартиру.
  6. Помните, что расселение — это реально. Как и получить квартиру. Главное — терпение и наличие необходимых документов.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/kvartira-ot-gosudarstva/

Жилищный ответ. Как бесплатно получить квартиру

Жилье из государственного жилищного фонда

У государства есть социальные программы, с помощью которых можно бесплатно получить жильё. Правда, для этого нужно соответствовать определённым критериям.

Бесплатно можно получить квартиру по договору социального найма. Она представляет собой жилое помещение, которое принадлежит государству.

При этом человек получает право в нём жить, зарегистрироваться сам и прописать туда родственников. Разумеется, нужно будет оплачивать коммунальные услуги.

Кстати, в ряде случаев через пять лет такую квартиру можно выкупить у государства и оформить в собственность.

Условия получения жилья от государства в разных регионах могут заметно отличаться. Например, в Москве в большинстве случаев получить квартиру могут только те, кто стоит на жилищном учёте. Стоит отметить, что недвижимость предоставляется в порядке очереди.

Получить жильё по договору социального найма вне очереди могут москвичи, чьи дома признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции.

Особая категория — люди, проживающие в ветхих и аварийных домах, но в этом случае, как правило, оформляется договор мены, то есть гражданин или семья меняет одну квартиру на другую. При этом существуют нормативы по площади для одного человека,— говорит эксперт рынка недвижимости “Академии управления финансами и инвестициями” Алексей Кричевский.

По его словам, эти нормы составляют 18 квадратных метров на человека, но от них возможны отклонения. К примеру, на семью из трёх человек, в которой есть супруги, выделяют двухкомнатную квартиру до 62 кв. м, а если в ней супругов нет — трёхкомнатную до 74 кв. м.

Претендовать на жильё вне очереди могут и те, кто проживает в одном жилом помещении с несколькими семьями, один член из которых страдает тяжёлыми формами хронических заболеваний.

Как отмечает адвокат бюро “S&K Вертикаль” Ирина Орешкина, сложность заключается в необходимости доказывать, что подобное заболевание делает невозможным совместное проживание и вообще опасно для окружающих, а другой возможности приобрести жильё у семьи нет. Список таких заболеваний установлен Минздравом РФ.

Кроме того, право на внеочередное получение жилья по договору соцнайма имеют жители коммунальных квартир после того, как жилплощадь освободят их соседи. При условии что они стоят на жилищном учёте либо имеют все основания быть поставленными на него.

Претендовать на бесплатное жильё могут сироты и малоимущие. Это могут быть полные и неполные семьи с детьми, в которых супругам не более 35 лет с доходом меньше прожиточного минимума по региону.

Многодетные семьи и инвалиды тоже имеют право на получение жилья от государства. Эти категории людей должны встать в очередь на получение жилья, но, исходя из практики, двигается эта очередь крайне медленно. Квартиру можно ждать 1015 лет, — рассказывает Алексей Кричевский.

Адвокат Ирина Орешкина подчеркнула, что решение о предоставлении жилья многодетным семьям будет приниматься местными органами самоуправления. Но помимо состава семьи необходимо выполнение ряда условий: не должно быть иной жилой недвижимости, доходы семьи не позволяют самостоятельно приобрести квартиру, семья считается необеспеченной жильём.

Бесплатное жильё полагается также семье военнослужащего. И здесь есть критерии, которым нужно соответствовать: семья должна нуждаться в квартире, военнослужащий обязан прослужить в рядах Министерства обороны определённый срок (как правило, 20 лет).

Если военнослужащий уже воспользовался своим правом на получение жилья по военной ипотеке, то претендовать на получение бесплатного жилья он уже не может, — поясняет адвокат Ирина Орешкина.

Государство тщательно отслеживает благосостояние и состав семьи очередников. Бывали случаи, когда кто-то из членов семьи, претендовавшей на бесплатное жильё, не доживал до момента получения ключей от квартиры.

В результате семью из списка очередников исключали. Также отслеживается момент специального ухудшения жизненных условий. Например, продажа старой квартиры и покупка новой, в худшем доме и с меньшей площадью.

Кстати, есть ещё одна возможность получить помощь от государства для улучшения жилищных условий. Это субсидии на покупку квартиры.

Алексей Кричевский пояснил, что они выплачиваются из бюджета региона и рассчитываются в зависимости от того, сколько лет человек стоит в очереди на получение жилья. Размер субсидии может доходить до 70% от стоимости квартиры.

В некоторых регионах семьи с тремя детьми и более получают социальную выплату в размере полной стоимости квартиры.

Источник: https://life.ru/p/1337529

Государственный жилищный фонд

Жилье из государственного жилищного фонда

Государственный жилищный фонд – совокупность всех жилых площадей, которые находяться на территории государства.

Жилая площадь, является самым желанным приобретением любой семьи в нашей стране, поэтому спрос на нее не меняется, а наоборот увеличивается с каждым годом.

С момента обретения независимости, в России было закреплено право частной собственности, которое распространяется на все имущество, включая и жилую недвижимость.

Но в юридической практике, существуют некоторые особенности, связанные с реализацией права граждан, на приобретение жилья в частную собственность. Одной, из такой, является понятие (термин) государственный жилой фонд.

Что такое жилой фонд

Для того, чтобы полностью раскрыть термин – государственный жилищный фонд, необходимо иметь понятие, что такое вообще жилой фонд, и из чего он состоит.

Сразу необходимо отметить, что оно содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации, и характеризуется как совокупность всех жилых помещений, которые располагаются на территории нашей страны.

Под такими помещениями подразумеваются все строения пригодные для проживания граждан, и используемые по прямому назначению.

В состав общего жилищного фонда входят следующие помещения:

– квартиры, которые располагаются в многоквартирных жилых домах;

– частные дома и котеджы;

– комнаты в различных общежитиях;

– коммунальные квартиры.

Квартиры

К такому понятию как квартира относятся специальные жилые помещения, которые располагаются в многоквартирных жилых домах, которые могут быть многоэтажными и одноэтажными.

Их количество зависит от планировки зданий, и все они имеют свою площадь, оборудованы комнатами, предназначенными для проживания, а также санитарными узлами (туалет, ванна) и помещением для приготовления еды (кухня).

Отличие квартир от иных жилых помещений состоит в том, что они имеют две площади, жилую и общую.

Общая площадь, в случае раздела в натуре (между супругами либо наследниками), всегда остается в совместном пользовании, между совладельцами.

Кроме этого, планировка и расположение, не позволяют делать несколько входов, за исключением тех квартир, которые располагаются на первых этажах. Несколько квартир, можно объединить в одну.

Частные домовладения и котеджы

Этот вид жилых помещений, также имеет свои особенности, и отличается от квартир тем, что в них можно проводить различные реконструкции, создавать несколько отдельных входов. Также они имеют прилегающие участки земли, на которых можно строить различные бытовые сооружения, либо пристраивать дополнительные комнаты для проживания.

Котеджы отличаются от частных домовладений тем, что они построены на нескольких хозяев, поэтому оборудуются отдельными входами для каждого хозяина. Такие жилые помещения одноэтажные, но по желанию владельцев, могут быть реконструированы и иметь два, а то и три этажа.

Комнаты в общежитиях

Это особый вид жилых помещений. Располагаются они также в больших строениях, которые могут быть как многоэтажными, так и одноэтажными. Так как они были придуманы в Советском Союзе, и предоставлялись как временное жилье различным рабочим и служащим, пока не будет выдана государственная квартира.

Это наложило отпечаток на их планировку, поэтому некоторые эксперты делят их на простые, и семейные:

1. Простые общежития состоят из множества жилых комнат, в которых может проживать от 1-го до 4-х человек, общую кухню, ванну и туалет.

2. Семейные общежития состоят из отдельных жилых помещений (одной или двух жилых комнат) с отдельным санитарным узлом и небольшой кухней.

Коммунальные квартиры

Коммунальные квартиры, это отдельный вид жилых помещений, которые отличаются от простых квартир тем, что в них имеется общая кухня, туалет, ванна, коридор, а в каждой жилой комнате проживают люди, которые являются их владельцами. В случае раздела квартиры между наследниками или бывшими супругами, она может стать коммунальной.

Государственный жилой фонд

До того, как Российская Федерация объявила о своей независимости и находилась в составе СССР, весь жилой фонд, был государственным.

Это означало, что люди, проживавшие в различных жилых помещениях, не имели права собственности на них.

После объявления о своей независимости, в нашей стране была принята новая Конституция, которая гарантировала каждому гражданину возможность, получить в частную собственность любое жилое помещение.

С юридической точки зрения, это происходило путем приватизации. Приватизация, это процесс перехода жилого помещения из государственной собственности, в частную.

В этой плоскости и лежит термин государственный жилой фонд. Фактически, это весь жилой фонд, который находится в собственности нашей страны, и не приватизирован.

То есть собственником таких жилых помещений является Российская Федерация.

Государственный жилой фонд делится на такие группы:

– жилой фонд, принадлежащий государству;

– жилой фонд, принадлежащий субъектам Федерации;

– жилой фонд, принадлежащий муниципальным властям.

Жилой Фонд, принадлежащий государству

Сюда можно отнести все такие помещения, которые есть в собственности государственных органов, и только они могут принимать решения по его управлению. Под таким управлением подразумевается разрешение на приватизацию, на проведение различного ремонта, и любых других юридических манипуляций с ним.

Жилой фонд принадлежащий субъектам Федерации

К такому жилому фонду можно отнести различные помещения, которые были переданы в оперативное управление и полное распоряжение субъектам Федерации. К ним относятся различные города Федерального значения, Республики, области и округи.

Важно знать, что полномочия по оперативному управлению и распоряжению этим фондом, могут быть переданы только специальным правительственным органом, что подтверждается распоряжением или постановлением.

Более никаких способов передачи с одного фонда в другой действующим законодательством не предусмотрено.

Жилой фонд принадлежащий муниципальным властям

Под такими жилыми помещениями, подразумеваются помещения, которые находятся в распоряжении различных муниципальных образований, расположенных на территории Российской Федерации.

Это могут быть районы в городах, и другие территориальные образования, созданные на основании специальной законодательной базы.

Именно муниципалитет, и принимает решение о дальнейшей судьбе жилых помещений, которые находятся в его ведении.

Также следует рассмотреть такие два понятия как хозяйственное ведение жилищного фонда и оперативное управление.

Государственный жилищный фонд может быть передан в хозяйственное ведение только различным государственным предприятиям, на которых возлагается ответственность на его содержание в надлежащем виде.

То есть капитальный и иной ремонт, и другие действия, для поддержания его безопасном виде. Совершение различных юридических манипуляций, которые не противоречат Жилищному кодексу и иным нормативным актам.

В специальное оперативное управления, такой государственный жилой фонд может быть отдан только различным казенным предприятиям и государственным учреждением. Под таким управлением подразумевается право, распоряжаться жильем на свое усмотрение (вселять людей по мере надобности, получать оплату за жилье и другие действия).

Но возникает один вопрос, состоящий в том, что все жилье, согласно действующему законодательству может быть приватизировано, и это понятие потеряет свою юридическую силу. Но это не так.

Согласно того же Жилищного Кодекса Российской Федерации, не все жилые помещения, которые относятся к государственному жилому фонду, могут быть приватизированы, то есть перейти в частную собственность.

К таким помещениям Закон относит следующие:

– музейные квартиры;

– жилые помещения, которые располагаются на территориях различных воинских частей и подразделений, государственных учреждений и предприятий;

– жилые помещения, которые находятся в различных природных парках, заповедниках, ботанических садах, региональных ландшафтных парках, дендрологических, зоологических и других национальных парках, парков которые являются памятниками садово-паркового искусства, историко-культурных заповедниках и заповедниках-музеях;

– комнаты в общежитиях;

– жилые помещения, которые расположены в зоне так называемого обязательного отселения, которая подверглась загрязнению в результате чернобыльской катастрофы;

– жилые помещения, которые расположены в аварийных домах, подлежащих сносу, где проживание несет опасность;

– служебные жилые помещения.

Именно этот жилой фонд, в обязательном порядке остается государственным, и ни при каких обстоятельствах не может стать частным.

Но из этого правила также существуют исключения. Жилищный фонд, который был перечислен выше, может быть передан в частную собственность путем приватизации, при проведении определенных юридических манипуляций.

Например, общежития, могут быть переданы в региональные или муниципальные жилые фонды, которыми может быть принято решение об их дальнейшей приватизации.

Для этого выдается специальное постановление, после чего происходит реконструкция этих помещений.

Суть реконструкции состоит в том, что комнаты увеличиваются в своей площади, чтобы соответствовать установленным нормам жилой площади на одного человека. Также можно приватизировать и служебные квартиры.

Для этого необходимо проработать определенное время на том предприятии или в государственном органе, который и выдал служебное жилье.

После чего, необходимо обратится в этот орган, в чем ведении находится жилой фонд, в котором расположена служебная квартира и получить специальное разрешение на приватизацию.

Лица проживающие в жилом фонде, который отнесен к аварийному, могут не переживать, что не станут собственниками жилья. Рано или поздно, они будут из него отселены, в новые квартиры или дома, которые принадлежат государственному жилому фонду. Через некоторое время, они получат право на проведение приватизации этого жилья, и станут его собственниками.

В остальных указанных случаях, приватизация жилищного фонда юридически не возможна. Если даже это произойдет, то прокуратура обязана будет обратиться в суд, чтобы судебным решением сделать отмену приватизации, и право собственности будет утеряно.

Порядок перехода жилых помещений в частную собственность

Перед тем как рассмотреть данный вопрос, необходимо отметить, что любые манипуляции с жилой недвижимостью, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, можно начинать после того, как жилое помещение станет частной собственностью. Как было указано ранее, данный процесс перехода называется приватизацией. Для того, чтобы этот процесс стал возможен, лицо, решившее стать собственником такого жилого помещения, должен быть нанимателем.

Под наймом жилого помещения относящегося к государственному жилому фонду, подразумевается, заключение специального договора с жилищной конторой, в котором будет указано, что в квартире или доме проживает наниматель со своей семьей. Они обязаны оплачивать коммунальные услуги, а жилищная контора, должна оказывать их. Основанием, которое подтверждает право человека на проживание в помещениях этого фонда, является ордер.

После того, как человек решил стать собственником квартиры, он обращается со специальным заявлением в уполномоченные государственные органы, и после сбора всех необходимых документов, последние выдают специальное распоряжение, дающее право на то, чтобы жилое помещение перешло в частную собственность. Именно с этого момента, и наступает право собственника на совершение различных сделок со своим жильем.

Понятие государственный жилищный фонд, не такое уж сложное при детальном рассмотрении. Единственно на что нужно обратить внимание это на перечень объектов жилого фонда, которые не могут быть переданы в частную собственность, так как есть много мошенников обещающих это сделать.

Во всех остальных случаях, любое жилое помещение, будь-то квартира, дом коттедж или комната в общежитии, может стать собственностью лица и его семьи, которые в нем проживают.

Нужно только знать, к какому именно государственному жилищному фонду относится помещение, чтобы не тратить лишнее время на его приватизацию.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9258-gosudarstvennyy-zhilischnyy-fond

Учет граждан для обеспечения жильем из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату

Жилье из государственного жилищного фонда

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В предыдущих публикациях мною были рассмотрены общие основания получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату и порядок признания граждан малоимущими.

В данной публикации рассмотрим вопросы принятия граждан на жилищный учет.

Факт принятия гражданина на соответствующий жилищный учет органом местного самоуправления является важным и обязательным условием для того, чтобы гражданин мог получить жилье от государства или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Для предоставления жилого помещения на учет должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жилье государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения.

При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учет по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учет по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены несколько жилых помещений по всем основаниям.

Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учет по разным основаниям, может получить жилое помещение за счет государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учет с заявлением о принятии на учет должны представить необходимые для этого документы.

В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учет, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учет, по системе межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Как и в случае признания граждан малоимущими порядок ведения жилищного учета граждан в целях дальнейшего обеспечения жильем определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ). Ведут жилищный учет органы местного самоуправления.

На жилищном учете граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учета без предоставления жилья, когда выявлены такие основания (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением о принятии их на жилищный учет, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учет они могут подать лишь по истечении пяти лет (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Применение правил ст. 53 Жилищного кодекса РФ всегда носило особо острый, спорный характер. Жилищный кодекс РФ четких критериев для отнесения различных действий и сделок с жильем к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному пониманию применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ поможет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Суд разъяснил, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст.

10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учет содержится в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ:

  • не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Снятие граждан с жилищного учета регламентировано ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Для снятия с учета установлены следующие основания:

  • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  • выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.

При применении п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в отношении граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, следует учитывать положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56.

Для снятия граждан с учета в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового кодекса, то есть ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, не позволят признать гражданина малоимущим, то есть превышают установленный для малоимущих минимум, снять такого гражданина с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 1 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учета не содержало.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (см. об этом также п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”).

О праве лиц, претендующих на получение жилья без учета их имущественного положения и сохраняющих это право после принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г.

№ 551-О-О “По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Решение о снятии граждан с учета должно быть мотивированным, выносится оно в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учета выявлено уполномоченным органом и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие в решении о снятии гражданина с учета мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (п.

1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.).

Однако, из абз. 4 того же п.

1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения.

Если орган, осуществляющий жилищный учет, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В следующей публикации будут рассмотрены правовые аспекты предоставления жилья нуждающимся гражданам на условиях договора социального найма. 

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/uchet-grazhdan/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.