Жилье инвалидам 2020

Обеспечение жильем инвалидов в 2020 году

Жилье инвалидам 2020

Статью подготовил специалист по сопровождению сделок с недвижимостью Рожков Вадим Алексеевич. Связаться с автором

Вернуться назад на Обеспечение жильем 2020
Законодательство РФ устанавливает специальные правила обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которые встали на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем:

• за счет средств федерального бюджета, • предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ.

При этом учитываются:

• общее количество человек, имеющих право на улучшение жилищных условий; • общая площадь жилья 18 кв. метров; • средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по региону.

Определение порядка в 2020 году предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий:

• устанавливается законодательством субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий:

• обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Жилищный кодекс РФ устанавливает ряд общих условий для предоставления инвалидам жилых помещений по договорам социального найма:

• признание инвалида малоимущим. Инвалиды признаются малоимущими органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи инвалида, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи инвалида и подлежащего налогообложению; • признание инвалида нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Таковыми признаются инвалиды: – не имеющие жилых помещений ни в собственности, ни по договорам социального найма или найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе как члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения; – имеющие жилые помещения в собственности либо по договорам социального найма или найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в том числе как члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения, но обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом, т. е. минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма; – проживающие в помещении, которое не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Требования, которым должно отвечать жилое помещение, утверждены постановлением Правительства РФ № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; • имеющие жилые помещения в собственности либо по договорам социального найма или найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (в том числе как члены семьи собственника или нанимателя жилого помещения) и проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. При этом не имеется иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире». Вместо постановления Правительства Российской Федерации № 378 будет применяться приказ Минздрава России № 987н “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”. При этом значительно сокращается Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В Правилах предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 901 , перечисляется ряд дополнительных оснований, по которым инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий для постановки их на учет:
• проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; • проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; • проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади. Оговаривается, что при постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов должно учитываться также их право на дополнительную жилую площадь. На уровне регионов могут вводиться дополнительные основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также дополнительно предусматривает ряд специальных правил обеспечения инвалидов жильем:

• инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний. На сегодняшний день действует Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ № 817. Вместо постановления Правительства Российской Федерации № 817 действует приказ Минздрава России № 991н “Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь”; • инвалиды, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания и желают получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат постановке на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами; • дети-инвалиды, которые являются сиротами или остались без попечения родителей и проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, с наступлением совершеннолетия (18 лет) обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, если в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации они способны осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни; • если инвалид занимает жилое помещение по договору социального найма, это жилье сохраняется за ним в случае помещения инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания, в течение 6 месяцев; • жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, которые оборудованы специально для проживания инвалидов и предоставляются по договорам социального найма, в случае освобождения в первую очередь заселяются другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Кроме того, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право:

• на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства; • для этого в органы местного самоуправления подается соответствующее заявление с приложением справки об инвалидности.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется:

• как по месту жительства специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; • так и по месту работы (на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении); • инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вправе состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно и по месту работы, и по месту жительства.

Для постановки на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нужно:

• подать заявление с приложением выписки из домовой книги; • копии финансового лицевого счета; • копии справки об инвалидности; • копии индивидуальной программы реабилитации инвалида и других документов с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т. п.). Вступивший в силу Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность предоставления жилых помещений инвалидам вне очереди. Действует общее правило, по которому все жилье предоставляется строго в порядке очередности, в зависимости от времени, когда нуждающийся в улучшении жилищных условий был поставлен на учет.

При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, должны учитываться:

Самое читаемое за неделю
Продление новогодних каникул до 25 января 2021 года
Выплата 10 000 рублей семьям с детьми к новому году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
Рост процентов по вкладам в 2021 году • рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, • состояние его здоровья, • другие обстоятельства (приближенность к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т. п.); • занимаемые инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, жилые помещения могут быть заменены по их желанию на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (например, с целью переселения с верхних этажей домов на нижние, приближения к месту жительства родных, близких и т. п.). Обеспечение жилищных прав инвалидов осуществляется также через систему льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% от:

• платы за наем и за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; • платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; • платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг; • оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

При этом оговаривается, что указанные меры социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг предоставляются:

• лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда т. е. как в государственных, муниципальных, так и в частных жилых помещениях, • не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Кроме того, дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом, в том числе в виде отдельной комнаты, не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов:

• нужно обратиться в организацию, осуществляющую сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (домоуправляющие компании, коммунальные предприятия и т. п.); • основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка об инвалидности. С принятием Федерального закона № 122-ФЗ1 введен механизм замены социальных льгот денежной компенсацией (так называемая «монетизация» льгот):
• в соответствии с этой концепцией, льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации (ЕДК); • это не означает, что льготы для инвалидов перестали действовать, изменился лишь механизм их реализации; • коммунальные услуги оплачиваются льготниками в 100%-ном размере, а через органы социальной защиты на счет инвалида перечисляется компенсация в денежном размере, эквивалентном размеру его льгот.

Нетрезвый вид 2020

Новые налоги с 2020 года
Нормативные документы 2020
Нулевая отчетность 2020
Нулевой отчет 2020

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/nedvizhimost/obespechenie-zhilem-invalidov-v-2020-godu.php

Жилье для инвалидов: неисполненные государственные обязательства

Жилье инвалидам 2020

Государственные обязательства по обеспечению жильем различных категорий инвалидов, в том числе инвалидов, семей, имеющих детей—инвалидов, и инвалидов боевых действий до сих пор не выполнены.

Для тех, кто встал на очередь до 2005 года* и еще не получил жилье, проблема не решена уже в течение 15 лет. На начало текущего года в очереди на получение господдержки остаются свыше 42 тыс. человек.

Не лучше обстоят дела и с теми инвалидами, кто встал на учет после 2005 года. На сегодняшний день в органах местного самоуправления на жилищном учете состоит около 2,5 млн малоимущих граждан, из них инвалидов порядка 63 тыс. человек. В 2019 году улучшили жилищные условия только 3% общего количества очередников.

Граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, основной критерий обеспечения жильем указанной категории — это их нуждаемость.

Обеспечение жильем после 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с жилищным законодательством только малоимущих граждан, инвалиды в отдельную группу в части обеспечения жильем не выделяются, и основным критерием обеспечения их жильем является не только их нуждаемость, но и  имущественное положение.

В целом низкие темпы исполнения публичных обязательств по жилищному обеспечению льготных категорий граждан, как и само несовершенство законодательного регулирования предоставления жилищной поддержки (отсутствие единых принципов, в том числе низкий уровень адресности предоставления поддержки наиболее нуждающимся в ней, несоответствие форм поддержки нуждаемости и др.), являются общей и давно назревшей проблемой, требующей решения.

Однако для инвалидов эта проблема стоит наиболее остро в силу того, что данные граждане:

  • нуждаются в особой социальной защите и поддержке, в том числе жилищной поддержке (наряду с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также гражданами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваниями);
  • составляют одну из наиболее многочисленных категорий из числа граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (по данным формы 4—жилфонд Росстата за 2018 год — 6%);
  • обеспечиваются жильем очень низкими темпами — ежегодная доля инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, получающих жилищную поддержку, не превышает 4% от численности граждан указанных категорий, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В 2018–2019 гг. Фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) анализировал вопросы жилищного обеспечения граждан, относящихся к различным категориям инвалидов. Полученные аналитические результаты совпадают с ключевыми выводами проверки Счетной палаты в 2020 году. Например, недостатки федеральных информационных систем никуда не делись.

По-прежнему невозможно в полной мере получить актуальную информацию и проанализировать реализацию мер господдержки обеспечения жильем инвалидов в разрезе всех категорий. Своей очереди на жилье инвалидам приходится ждать неприемлемо долго.

Причем инвалидам боевых действий, семьям, имеющих детей-инвалидов, приходится ждать жилье дольше всех.

Решение проблемы жилищного обеспечения инвалидов и других льготных категорий граждан требует совершенствования законодательного регулирования, создания единой персонифицированной системы учета граждан, имеющих право на предоставление жилищной поддержки, а также существенного увеличения объемов бюджетных средств на эти цели.

С учетом особых потребностей инвалидов, их социальной уязвимости нужно отнести полномочия по предоставлению им жилищной поддержки к полномочиям Российской Федерации, делегированных субъектам Российской Федерации (с возможностью дальнейшего делегирования органам местного самоуправления) с финансированием за счет субвенций федерального бюджета. Такое решение в полной мере будет соответствовать принципам Конвенции ООН о правах инвалидов.

Кроме того, было бы правильно установить единый минимальный жилищный стандарт для инвалидов. Это обеспечило бы возможность  постановки граждан на муниципальный учет очередников в случае несоответствия занимаемых ими жилых помещений требованиям. При этом предлагается при постановке на учет инвалидов не учитывать уровень их доходов (как исключение из общего правила нуждаемости по доходу).

Также, на мой взгляд, необходимо также расширить линейку выбора инвалидами формы жилищной поддержки, в частности, предоставить им возможность получить жилое помещение по договору некоммерческого найма.

Но для этого необходимо создавать наемные дома социального использования, регулирование которых в Жилищном кодексе введено еще в 2014 году, но их число по стране в целом пока насчитывает не более десяти.

*Федеральное законодательство предусматривает различный подход к обеспечению жильем инвалидов в зависимости от сроков постановки их на жилищный учет: до и после 1 января 2005 года.

Источник: https://expert.ru/2020/08/12/zhile-dlya-invalidov-neispolnennyie-gosudarstvennyie-obyazatelstva/

Как инвалиду получить квартиру в Балашихе — Читайте на gorod.guru

Жилье инвалидам 2020

Какие документы должны подать балашихинцы в 2020 году для получения квартиры по программе социального жилья для инвалидов, адреса УК, ПФР и Администрации в Балашихе, порядок действий, круг заявителей, полезные ссылки и сроки принятия решения о постановке на учет.

Дорогие балашихинцы! Наши инструкции рассказывают о типовых способах решения данной задачи, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по телефону8 (800) 700-59-15 (г.Балашиха)Юридическая консультация – быстро и бесплатно! 

Порядок действий

Для получения квартиры по программе социального жилья для инвалидов предусмотрено несколько этапов:

  1. Регистрация в федеральном реестре инвалидов.
  2. Подача документов для постановки на учет в качестве претендента на социальное жилье.
  3. Ожидание в очереди.
  4. Получение квартиры и подписание договора социального найма.

Если в распоряжении муниципалитета нет подходящего социального жилья, его могут заменить денежной субсидией. Сумма выплаты рассчитывается из установленного норматива обеспечения жильем одного инвалида и стоимости 1 кв м на рынке недвижимости.

Средний норматив обеспечения жильем одного инвалида — 18 кв м

Если в период ожидания квартиры у инвалида меняется состояние здоровья или жилищные условия, об этом необходимо сообщить в уполномоченный орган. Новые сведения могут оказать влияние на размер площади выделяемого социального жилья и очередность заявителя.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь (сверх нормы, но не более чем в 2 раза), можно посмотреть тут.

Круг претендентов

Право на получение социальной квартиры имеют инвалиды всех групп и семьи с детьми-инвалидами. Аналогичное право имеют инвалиды и дети-инвалиды, проживающие в домах для престарелых и инвалидов.

Определяющим фактором для постановки на учет являются жилищные условия инвалида или ребенка-инвалида и необходимость их улучшения.

Граждане, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет федерального бюджета и имеют ряд преимуществ. Инвалиды и дети-инвалиды, вставшие на учет после 1 января 2005 года, попадают в общую очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное получение квартиры имеют следующие категории инвалидов:

  • инвалиды, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту/реконструкции не подлежат;
  • инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне;
  • дети-инвалиды по достижении 18 лет, проживающие в стационарных организациях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей (при условии, что они могут вести самостоятельный образ жизни).

Список документов

Для постановки инвалида на учет с целью получения жилой площади по социальной программе обеспечения жильем необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт инвалида (+копия);
  • свидетельство о рождении (+копия) — для ребенка-инвалида до 14 лет;
  • копии документов, подтверждающих родство инвалида с членами семьи (свидетельство о браке, свидетельства о рождении, свидетельство об усыновлении и т.д.);
  • справка о регистрации по месту пребывания (Форма №3) — если нет постоянной прописки;
  • копия индивидуального лицевого счета;
  • выписка из домовой книги;
  • справка медико-социальной экспертной комиссии об установлении группы инвалидности;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида;
  • документы, подтверждающие необходимость в улучшении жилищных условий (справка о доходах, справка о составе семьи, справка о хроническом заболевании, договор аренды и т.д.);
  • документы, удостоверяющие личность представителя заявителя (если заявление подается через представителя);
  • документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя.

Справка о регистрации по месту пребывания выдается Управляющей компанией

Адреса

Подать документы для постановки на учет в качестве претендента на квартиру по программе социального жилья можно лично или через представителя в Администрацию города.

Администрация города

Адрес 1Адрес 2Адрес 3Адрес 4Адрес 5Адрес 6Адрес 7Адрес 8Адрес 9Адрес 10Адрес 11Адрес 12Адрес 13Адрес 14Адрес 15Важно! Уточните возможность оказания услуги при личном визите или по телефону.

Пройти регистрацию в федеральном реестре инвалидов можно в отделении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Адреса отделений ПФР

Адрес 1Адрес 2Важно! Уточните возможность оказания услуги при личном визите или по телефону.

Получить справку о регистрации по месту пребывания можно в Управляющей компании (УК) по месту проживания.

Сроки

Срок принятия решения о постановке инвалида или ребенка-инвалида на учет по программе социального жилья — 30 дней.

Решение о постановке на учет (или об отказе) инвалида или ребенка-инвалида в качестве претендента на квартиру по программе социального жилья направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с момента его принятия.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас и получите юридическую консультацию:8 (800) 700-59-15 (Балашиха)Это быстро и бесплатно! 

(Средняя оценка: 4 | 11)

Источник: https://balashiha.gorod.guru/kvartira-invalidu

Почему инвалидам не дают квартиры, и как с этим быть

Жилье инвалидам 2020

За 15 лет ситуация с обеспечением людей с инвалидностью доступным жильем практически не изменилась. Очередь движется больше за счет «естественной убыли», а не в результате господдержки.

Темпы решения проблемы не могут быть признаны удовлетворительными, а принимаемые государством и регионами меры – достаточными. Выделяемое жилье зачастую не приспособлено для проживания, а выдаваемые субсидии слишком малы.

К таким выводам пришла Счетная палата РФ после тщательного анализа, проведенного в регионах в 2018 и 2019 годах. По подсчетам аудиторов, если тенденция сохранится, на полную ликвидацию очереди потребуется свыше 20 лет.

Жизнь в очереди

В России проживает 11,2 млн инвалидов, из которых 688 тыс. – дети. Государство взяло на себя обязательство обеспечить жильем тех из них, кто в этом нуждается. По закону, это происходит двумя способами в зависимости от того, когда инвалид встал на соответствующий учет.

Так, до 1 января 2005 года существовала отдельная очередь на жилье для инвалидов, и получали его за счет средств федерального бюджета. После этой даты вопрос перешел в ведение регионов и муниципалитетов. Теперь инвалидов ставят на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, вместе с другими категориями граждан.

Получить господдержку они могут в зависимости от регионального законодательства. Например, в Рязанской области предоставляют выплаты на приобретение жилья. В Московской области предоставляют жилое помещение по договору социального найма.

В Москве квартиры для инвалидов могут передаваться в пользование по договору социального найма, также может быть выдана субсидия на приобретение и строительство жилья.

Почему обеспечение бывших детдомовцев квартирами превратилось в проблему

На начало 2020 года в первой очереди числились более 42 тыс. человек, во второй – более 63 тыс. человек. Обе фактически не сокращаются. Почти половина из этих людей проживают в шести регионах: в Москве и Санкт-Петербурге, Чеченской Республике, республиках Дагестан и Татарстан, Пермском крае.

Некоторым инвалидам приходится ждать господдержки по 35 лет.

При этом инвалиды чаще теряют право на жилье, чем дожидаются его получения: кто-то самостоятельно или с помощью родственников решает свои жилищные проблемы, кто-то переезжает, а кто-то и умирает. Так, в 2018 году право на получение жилья утратили почти четверть очередников.

Если такая тенденция сохранится, на полное обеспечение жильем имеющихся очередников потребуется еще более 20 лет, подсчитали аудиторы Счетной палаты.

Недоступная среда

Ведомство пришло к выводу, что обязательства государства по улучшению жилищных условий инвалидов не выполняются из-за нехватки финансирования и жилых помещений требуемого качества. С 2014 года в среднем потребность регионов в средствах федерального бюджета для обеспечения очередников удовлетворялась всего на 5%.

«При постоянном увеличении в стране объемов ввода жилья мы видим, что социальное жилье практически не строится. Большая часть жилищного фонда России не приспособлена для проживания инвалидов. Сегодня насчитывается свыше миллиона таких неприспособленных жилых помещений, занимаемых инвалидами. По-прежнему остро стоит проблема доступности среды.

На улицах наших городов нередко можно заметить, что не везде инвалид может беспрепятственно попасть в жилые дома, медицинские учреждения и организации социального и культурного назначения, общественный транспорт.

Порой больно смотреть, как инвалид-колясочник преодолевает полосу препятствий, чтобы просто выехать на улицу», – говорит аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

Исследования показали, что большая часть жилищного фонда на территории РФ по-прежнему не приспособлена для проживания инвалидов, в первую очередь колясочников. В старых домах подъезды и лестничные марши невозможно для этого приспособить, даже в собственной квартире инвалиды не могут попасть в ванную, туалет или на балкон, а также самостоятельно выйти на улицу.

Дешево и сердито

Социальную выплату на улучшение жилищных условий в 2018 году получили всего 3% очередников (1,5 тыс. человек), в 2019 году – 5,9% (2,5 тыс.). Она рассчитывается, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в регионе и установленного размера площади (для инвалидов ВОВ – 36 кв. м, для инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, – 18 кв. м).

Однако эта выплата вовсе не гарантирует реализацию прав инвалида на улучшение жилищных условий, так как установленный Минстроем норматив зачастую сильно отличается от реальной стоимости квадратного метра.

В результате люди вынуждены покупать жилье в старом жилом фонде или в частном секторе. При этом не установлено запретов на приобретение жилых помещений в аварийных домах и домах, требующих капитального ремонта.

Многие по этой причине отказываются от выплаты, предпочитая годами числиться в очереди. Например, в Самарской области в 2018–2019 годах от нее отказались 92 человека, стоявшие на очереди от 18 до 35 лет. Некоторые пишут отказы по несколько раз.

Через суд

Кроме того, в регионах сложилась тенденция, при которой жилье предоставляется только инвалидам, признанным малоимущими, проживающим в непригодном жилом помещении или страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Такие граждане в последние годы чаще всего обращаются в суды с исками о предоставлении жилья и выигрывают их.

Решения судов обязывают органы местного самоуправления вне очереди предоставлять квартиры из муниципального жилищного фонда. Расходы на это возмещаются затем из федерального и региональных бюджетов. В итоге за период с 2010 по 2016 год Минфин выплатил 546,2 млн рублей, а за период 2017–2019 годов – 16,3 млн рублей. Из казны субъектов было выплачено еще 820,6 млн рублей.

https://www.youtube.com/watch?v=5EQHoLXDQsk

По мнению Счетной палаты, Минстрой не осуществляет ни мониторинг обеспечения жилыми помещениями инвалидов, ни должный контроль за расходованием средств федерального бюджета на эти вопросы.

При этом аудиторы выяснили, что в обоснованиях бюджетных ассигнований, которые Минстрой формирует ежегодно, занижается численность граждан, нуждающихся в обеспечении жильем.

Это соответственно приводит к сокращению объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Например, в обоснованиях на 2020 год численность граждан, подлежащих обеспечению жильем в Москве, занижена на 4,5 тыс. человек, в г. Санкт- Петербурге – на 4,7 тыс. человек, в Республике Тыва – на 493 человека.

Возможности

Аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что обеспечить инвалидам достойный жизненный уровень не удастся без законодательных изменений и дополнительного финансирования. Для решения проблемы ведомство рекомендует принять ряд дополнительных мер.

Например, за счет госпрограмм развивать рынок социального и арендного жилья, а также строить малокомплектные дома коллективного проживания.

Также необходимо установить для застройщиков квоты для строительства социального жилья и передавать на эти цели определенный процент квартир на первых этажах новых зданий.

В регионах нужно создать специализированный жилищный фонд, соответствующий потребностям инвалидов, а в имеющемся – обеспечить условия доступности.

Кроме того, аудиторы считают целесообразным ограничить количество повторных отказов граждан от получения социальной выплаты.

Отдельного внимания требует вопрос об увеличении норм общей площади жилья для инвалидов с 18 до 26 кв. м, говорит первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.

Этот показатель используется для определения объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Трудности связаны с тем, что жилые помещения общей площадью не более 18 кв.

 м на рынке недвижимости в настоящее время практически отсутствуют.

Совет Федерации постоянно получает обращения от инвалидов по данному вопросу, рассказала председатель Комитета верхней палаты парламента по социальной политике Инна Святенко.

«Практически все опрошенные общественные организации инвалидов указали, что в их регионах проблема обеспечения жильем инвалидов, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, носит предельно острый характер.

Об относительно удовлетворительном решении жилищного вопроса инвалидов-очередников сообщает лишь Чеченская республиканская организация инвалидов.

Объясняется это тем, что в Чеченской Республике интенсивно реализуется целевая программа жилищного строительства, а инвалиды с тяжелыми заболеваниями, инвалиды, лишившиеся жилья в результате военных действий, и семьи, воспитывающие детей-инвалидов, обеспечиваются жильем в первоочередном порядке», – пояснила она.

При этом Святенко подчеркнула, что из-за неприспособленности жилья люди с инвалидностью теряют и возможность работать. По данным Федерального реестра инвалидов, сегодня в России насчитывается почти 3,5 млн инвалидов в трудоспособном возрасте, однако только 26,6 % из них работают. Проблема заключается не только в отсутствии квалификации, но и в невозможности добраться до места работы.

По данным Минстроя, для решения проблемы жилья для инвалидов необходимо более 16 млрд рублей в 2020 году и по 11,6 млрд в 2021 и 2022 годах.

Читать полностью (время чтения 5 минут )

Источник: https://profile.ru/society/pochemu-invalidam-ne-dayut-kvartiry-i-kak-s-etim-byt-386755/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.