Жилье детям сиротам в 2020 году

Содержание

Детей-сирот могут лишить жилья?

Жилье детям сиротам в 2020 году

Novostroy.ru: Какими законодательными актами и статьями сегодня регулируется процесс получения сиротами жилья?

Николай Слабжанин, национальный директор Российского комитета «Детские деревни – SOS»: Если говорить в целом о бесплатном обеспечении жильем, то это право граждан закреплено в Конституции: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами” (часть 3 статьи 40). Более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе.

Социальная поддержка непосредственно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч.

и обеспечение их жильём, регламентируется соответствующим федеральным законом (№159-ФЗ), в статье 8 которого сказано, что после достижения совершеннолетия сиротам «однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда» – в случае, если у них нет своего жилья. Делать это должны исполнительные власти субъекта Федерации – за счет своего регионального бюджета и субсидий из федерального центра.

Ильмира Киш, заместитель директора по экспертной работе Благотворительного фонда «Образ жизни»: Отдельные нормы содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 92, закрепляющей виды жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2018 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До принятия этого Постановления в каждом регионе существовал свой порядок ведения списка.

Поскольку вопрос обеспечения жильем детей-сирот находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на уровне регионов принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру обеспечения этим правом.

Novostroy.ru: Почему даже после наступления совершеннолетия многие сироты не получают обещанных квартир? Опишите основные проблемы в рамках данного вопроса.

Н.С.: Очередь на данный момент составляет 191 тыс выпускников, она выросла за прошлый год примерно на 9 тыс человек. Это связано не только с тем, что не все региональные бюджеты одинаково богаты, и, соответственно, в бедных регионах и жилья строится меньше.

Взаимосвязанная проблема – относительно низкая стоимость жилья «социального назначения», если сравнивать с коммерческой недвижимостью или элитным жильём. Строить муниципальное жилье не всегда выгодно для застройщиков.

Поэтому часто власти объявляют тендеры, а застройщики просто игнорируют их.

В ряде регионов приходится возвращать неиспользованные средства в федеральный бюджет, так как они вовремя не были освоены, либо соответствующее жилье не было найдено.

Строить жильё для детей-сирот нужно в рамках специальных федеральных программ, – даже, возможно, нацпроекта – под управлением федерального Министерства строительства. А сейчас за обеспечение сирот жильем отвечают не строители, а региональные власти.

И.К.: В качестве основных проблем можно выделить следующие:

1. Несоблюдение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– вовремя не установлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и, как следствие, невозможность быть признанным нуждающимся в предоставлении жилья без установления данного юридического факта;
– неправильно проведена оценка факта возможности проживания в имеющемся у ребенка на правах собственности или социального найма жилье.

2. Совершеннолетний дееспособный не всегда обладает информацией о том, что имеет право на предоставление жилья, т.к. не имеет в силу многих причин необходимых знаний и компетенций и не в состоянии самостоятельно воспользоваться своим правом, если до его совершеннолетия этого не сделал его законный представитель.

3. Обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В ряде регионов строительство жилья, относящегося к спецжилфонду, идет недостаточными темпами из-за недостаточного финансирования.

Еще одна причина – в спецжилфонде регионов недостаточно жилья, соответствующего нормативам предоставления жилой площади на условиях социального найма.

Novostroy.ru: Минпросвещения предложило ужесточить правила получения жилья для данной категории граждан.

Речь идет о вводе ограничений на получение жилья для детей-сирот старше 23 лет, об усложнении процедуры постановки в очередь при переезде в другой город и об исключении некоторых категорий претендентов из списка.

К чему, по Вашему, способно привести закрепление подобной инициативы на уровне законодательства? Сократит ли это очереди на жилье?

Н.С.: Это борьба не с проблемой, а с пострадавшими от проблемы. По сути, речь об искусственном ограничении законных прав сирот.

То есть, это на какое-то время позволит формально сократить очереди, но никак не решит проблемы людей, которым негде жить, и не поможет увеличить количество доступного жилья.

Само Министерство просвещения говорит, что более 30% стоящих в очереди – это граждане старше 23-х лет. Но это же не значит, что им не нужна крыша над головой! Среди сирот есть и те, кто до 30 лет не может реализовать своё законное право на жильё.

Это нарушает статью 19 Конституции РФ, которая говорит о недескриминации по любому признаку перед законом и судом, и статью 18 Конституции РФ, в которой закреплено, что права и свободы являются непосредственно действующими, и не нужно их добиваться через суд.

Novostroy.ru: Каким образом проблемы с получением жилья влияют на жизнь детей-сирот после ухода из интерната и их социализацию?

Н.С.: Несомненно, отсутствие своего постоянного жилья не помогает нормальной социализации.

Это дополнительная проблема для молодого человека, и без того редко полностью готового к самостоятельной жизни.

Вместо того, чтобы заниматься построением правильной жизненной траектории – учиться, овладевать перспективной профессией и т.д., вчерашний ребёнок вынужден решать базовые вопросы безопасности.

Но здесь вопрос шире: насколько сирота подготовлен и социализирован на момент совершеннолетия? У детей, всю жизнь воспитывавшихся в специализированных учреждениях, вне семьи, уровень этой подготовки всегда ниже, потому что за них всё решают воспитатели и другие взрослые. Для такого сироты и своя квартира может оказаться не помощью в личностном становлении, а местом для «весёлой жизни» со случайными друзьями – с печальными последствиями, как правило…

В результате пандемии коронавируса проблема обостряется, так как выпускник, теряя работу, теряет средства для оплаты съёмного жилья. Если закрывается общежитие, проблема еще сложнее. Это проблема не только одного человека, но и его семьи. Поэтому число пострадавших от данной очереди в 1,5 -2,5 раза больше, чем 191 тысяча.

Многие эксперты говорят, что законопроекты имеют единственную цель: сократить социальные обязательства государства в отношении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями – путем отказа от ранее установленных государственных гарантий прав указанных граждан на жилые помещения.

Да, проблему нужно решать, но не за счет людей, многие из которых годами ждут квартиру. В свое время большую их часть предали родители, а теперь получается, что они опять сталкиваются с тем, что их могут предать.

И.К.: Обеспеченность собственным жильем дает как материальную, так и эмоциональную уверенность выпускника в своих силах. Как правило, они трудоустроены не на самые высокооплачиваемые позиции, поэтому крайне важно, чтобы весь доход выпускника не уходил на вынужденную аренду жилья.

Источник: https://www.novostroy.ru/articles/interview/detey-sirot-mogut-lishit-zhilya/

Онф просит минпросвещения ускорить разработку законопроекта о выдаче жилищных сертификатов детям-сиротам

Жилье детям сиротам в 2020 году

Общероссийский народный фронт обсудил законопроект о выдаче детям-сиротам жилищного сертификата. 3 тыс. обращений по предоставлению детям-сиротам жилья поступило на прямую линию с президентом, средний возраст обратившихся – 28 лет.

Модератор дискуссии, куратор проекта ОНФ «Прямая линия. Продолжение» Юлия Зимова поделилась первыми итогами анализа обращений к главе государства. 60% заявителей сообщили, что отстаивать свои права им пришлось в суде.

Почти у половины заявителей уже есть дети, поэтому им необходимы механизмы, позволяющие сразу же превратить ожидаемую однокомнатную квартиру в большую с добавлением собственных средств.

ОНФ готовит комплексный пакет предложений по итогам обработки обращений с прямой линии, материалы будут переданы в Минпросвещения для анализа.

В настоящий момент в стране около 181 тыс. детей-сирот имеют право на получение жилья по достижении совершеннолетия.

Координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды ОНФ Светлана Калинина рассказала, что итоги мониторинга ОНФ показывают: дети-сироты очень часто просто не живут в выделенных им квартирах, потому что обосновались, учатся, работают, создают семьи в других населенных пунктах.

Ее поддержал председатель правления ульяновского отделения организации содействия реформированию ЖКХ Руслан Хайров, который привел пример, когда детям-сиротам дают жилье в маленьких далеких населенных пунктах, где нет работы. Дома – негазифицированные, жилье стоит 300 тыс. руб.

, а коммунальные услуги за него в год обходятся в 500 тыс. Еще на стадии проекта очевидно, что обустроившиеся в городах и районных центрах дети-сироты не поедут в такие квартиры, но должностные лица тратят бюджетные средства, не заботясь об эффективности трат. 

Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения РФ Ирина Терехина сообщила, что министерство подготовило поправки в 159 ФЗ по гарантиям для детей-сирот по жилью.

Законопроект предполагает снижение срока соцнайма до двух лет (что позволит детям-сиротам быстрее оформлять выделенные им квартиры в собственность, защищая тем самым права собственных детей) и введение новой формы обеспечения – государственного жилищного сертификата.

«Сертификат могут получить, как мы планируем прописать в законопроекте, не все лица из числа детей-сирот, потому что здесь есть определенные риски, – уточнила позицию министерства Терехина, – он выдается лицам от 25 лет, не состоящим на наркологическом учете, социализированным – обладающим постоянным местом работы, семьей». В Минпросвещения считают, что жилищный сертификат обеспечит мобильность детям-сиротам и будет способствовать их успешной социализации.

Эксперты обсудили опыт Приморского края, где с 2019 г. уже введены региональные жилищные сертификаты. Заместитель  министра образования региона Наталья Василянская сообщила, что в субъекте выдано 133 сертификата, 104 человека по ним получили жилье. В 2020 г. планируется выдать более 500 сертификатов.

О существующей динамике рассказала и замминистра образования Московской области Людмила Болтаева. В 2020 г. регион выделил на жилье для детей-сирот 2 млрд руб.

, ориентировочно квартиры получат 686 человек.

«Мы – за жилищные сертификаты для детей-сирот, но только для взрослых и только с обременением, грамотно прописать которое можно с учетом опыта Росреестра», – подчеркнула Болтаева. 

Замминистра труда Калужской области Елена Алексеева напомнила о необходимости регулирования Минстроем РФ методики расчета стоимости квадратного метра жилья для детей-сирот, потому что квадратный метр, по методике расчета, получается ниже рыночной цены, и регионам приходится доплачивать за жилье гораздо больше, чем они планировали.

На круглом столе также выступили представители общественных организаций детей-сирот, которые подтвердили, что выпускники детских домов, как правило, не умеют распоряжаться имуществом.

Поэтому государство, с одной стороны, должно помочь людям адаптироваться в социуме, обеспечивая их жильем, с другой – необходимо стимулировать в этой категории граждан желание зарабатывать, а не жить на пособие.

Исполнительный директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань заявил, что введение жилищного сертификата при отсутствии увеличения государственных средств на обеспечение сирот жильем не решит проблему. Необходимо дополнительное финансирование программы. 

В целом эксперты ОНФ признали введение жилищного сертификата мерой, которая должна смягчить существующую остроту этой проблемы и более эффективно расходовать бюджетные деньги. В Народном фронте подготовят резолюцию с экспертными рекомендациями и просьбой ускорить разработку законопроекта, которую направят в правительство РФ.

Источник: https://onf.ru/2020/02/25/onf-prosit-minprosveshcheniya-uskorit-razrabotku-zakonoproekta-o-vydache-zhilishchnyh/

Жилье Детям Сиротам 2020 Год

Жилье детям сиротам в 2020 году

› Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

·, ·03.08.2020 Владимир Путин подписал закон, который уточняет механизм выдачи жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По мнению юристов, поправки могут повлиять на проблему обеспечения квартирами этих категорий граждан.

В закон по обеспечению жильем детей-сирот с 1 января 2020 года вступят в силу новые изменения

Для детей-сирот и детей без попечения родителей предоставляется жилье от государства. С 1 января 2020 года вступят в силу некоторые изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот, которые корректируют законодательные акты. Что изменится в обеспечении жильем детей-сирот с 2020 года?

Если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы, то с требованием о принудительном обмене предоставленного по соцнайму жилья смогут обратиться в суд законные представители ребенка, орган опеки и попечительства либо прокурор.

Предоставление жилья детям-сиротам в 2020 году

  1. Нормативы жилой площади. Учитываются показатели региона проживания. Размер их определяется местными НПА. Обычно нормативы составляют порядка 18 м 2 на человека.
  2. Санитарные условия проживания. Само по себе наличие у сироты имущества еще не означает, что оно пригодно для проживания.

    Например, в квартире или доме могут быть созданы условия, приносящие вред физическому или психическому состоянию. Тут возможны разные ситуации. Например, сироте приходится жить с тяжело больным родственником, который не только требует постоянного ухода, но и может навредить окружающим.

    Достигший совершеннолетия человек может быть вынужден проживать с родителями, ранее лишенными прав. Сюда же относятся и санитарные условия в квартире, ветхость жилья.

Оформить статус необходимо через местные органы опеки. Там же сирота получает документ, подтверждающий право на получение поддержки со стороны государства.

Предоставление жилища – не единственная льгота для сирот. Им положено финансовое обеспечение, особые привилегии в вопросах получения образования, медицинских услуг, труда, судебная защита.

Закон О Жилье Сиротам 2020

Также необходимо обратить внимание, что закон был дополнен несколькими поправками. А именно. До 2013 года дети сироты получали жилье вне очереди, а основанием для выдачи был договор социального найма. Но с того же года правила кардинально изменились.

И некоторые — не в лучшую сторону. Действуют все положения по сегодняшний день. Теперь порядок очереди при получении жилья сохранился, но при этом внеочередное предоставление жилья отменено.

Иными словами, все сироты получают жилплощадь строго в порядке постановления на очередь.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Предоставление жилья детям-сиротам

В Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жильё. При этом малообеспеченным и нуждающимся гражданам, жильё предоставляется бесплатно. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которым государство гарантирует предоставление социального жилья.

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Принят новый порядок обеспечения жильем детей-сирот

Парламентарий сказала, что сроки приобретения жилья сократятся примерно в три раза.

«В то время, пока идут различные процедуры, физическое лицо может принять решение, и квартира будет на каких‑то других условиях продана.

В муниципальных образованиях не такой большой рынок жилья, и сокращение сроков при покупке жилья на вторичном рынке позволит более быстро продвигаться очереди», — отметила она.

«В практике есть случаи, когда органы власти субъектов РФ заселяют полностью дом детьми-сиротами. Это дети, которые были в трудной жизненной ситуации, они не полностью социализированы, и рядом с ними нет тех людей, которые могли бы им подсказать в той или иной жизненной ситуации», — отметила Ольга Окунева.

«В случае болезни, иных сложных обстоятельств уходит из жизни, а в квартире проживает семья, которую человек уже создал. Никто их не выселит из дома, они будут иметь право остаться в квартире и распоряжаться ей как наследством», – добавила Ольга Окунева.

Каждый регион обяжут соблюдать единый порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. Вступать в этот реестр дети-сироты будут самостоятельно, а органы опеки и попечительства смогут только контролировать этот процесс и следить, чтобы опекуны не затягивали с подачей заявления.

Предоставление квартир детям-сиротам в 2020 году

По достижении ребенком, лишившимся родительской опеки, 14-летнего возраста, он включается в реестр детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения. Чтобы стать в очередь на получение квартиры, детям- сиротам в 2020 году необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя или администрации помещения, в котором на данный момент проживает ребенок.

Многих интересует вопрос, когда дадут квартиры сиротам в 2020 году. Получить жилье эта категория граждан РФ имеет право по достижении ими 18-летнего возраста, а также при условии прохождения всех необходимых инстанций.

Документы Статистика по документам и выполнению поручений

Предусматриваются действия организационного и правового характера, направленные на решение проблем, связанных с созданием условий для предоставления жилья детям-сиротам. Планируется, в частности, совершенствование законодательства в части расширения форм и механизмов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляемым за счёт средств регионального бюджета.

Будут ли обеспечены жильем дети сироты в спб 2020 год

То есть государственные служащие, в чьем ведении находится решение данного вопроса, стараются найти того, кто станет заботиться о малыше.При этом если ребенку менее 14 лет, над ним устанавливается опека; над подростками старше указанного возраста — попечительство.Государство стимулирует граждан, чтобы они брали в семьи таких детей. Существуют институты:приемной

  1. недееспособны, что подтверждается решением суда;
  2. лишены родительских прав или ограничены в них;
  3. избегают родительских обязанностей.
  4. умерли или признаны умершими судебным решением;
  5. серьезно больны, в результате чего они не могут выполнять родительские обязанности;

Выдача квартир детям сиротам 2020

Для детей-сирот и детей без попечения родителей предоставляется жилье от государства. С 1 января 2020 года вступят в силу некоторые изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот, которые корректируют законодательные акты. Что изменится в обеспечении жильем детей-сирот с 2020 года?

Муниципальные органы выносят окончательное решение о признании ребенка лишенным родительской опеки, и именно на них возлагается оформление соответствующих документов.
Ну и самый важный вопрос.

Как ребенку, лишенному родительской опеки и не имеющему крыши над головой, получить собственное жилье? Законом Российской Федерации предусмотрено следующее.

Молодые люди, которые именуются как сироты, по достижении 18 лет могут и имеют право встать на очередь для получения жилья в безвозмездное пользование.

Генпрокурор России взял на особый контроль жилье для сирот

Жилье детям сиротам в 2020 году

— К сожалению, практика показывает, что десяткам тысяч таких ребят приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это недопустимо. Поэтому я поручил провести прокурорам по всей стране соответствующие проверки и при необходимости принять соответствующие меры реагирования, — подчеркнул Игорь Краснов.

Жилье сиротам в нашей стране обязаны выдавать, после того как им исполняется 18 лет. Именно так гласит закон, действующий уже почти четверть века — с 1996 года. Раньше, особенно в 90-е, было хуже: детей, только вышедших из детдомов, просто обманывали или обкрадывали.

Например, выдавали небольшую сумму наличными вместо квартиры, просто заставляли написать отказ от квартиры или уговаривали подарить ее «детскому дому».

Сейчас такие случаи, скорее, исключение, чем правило. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон — 159-ФЗ или просто «забывают» о нем.

Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру.

Стоит при этом напомнить, что деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет.

Так, по данным Министерства просвещения РФ, по состоянию на 1 января 2020 года численность сирот, состоящих на учете для получения жилого помещения, составила 277,4 тысячи человек. Из них 181,7 тысячи — в возрасте 18 лет и старше.

То есть в этом году почти 182 тысячи сирот должны были получить квартиры. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот жилья, которое положено по закону, — нет. Они ждут его годами в очереди, которая не особо двигается.

“Российская газета” вместе с надзорным ведомством попыталась разобраться, почему так происходит.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить сумму исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, и цены за квадратный метр в регионе.

После этого квартиры сиротам регионы либо покупают у застройщика, либо строят сами и выдают их. То есть так должно быть. Но фактически получается, что регионы либо плохо планируют, либо у них просто нет средств в региональном бюджете.

Но это еще не все. По данным надзорного ведомства, во многих регионах не соблюдается порядок финансирования расходов на покупку жилья сиротам за счет бюджетных средств, а также допускается неэффективное и незаконное их расходование.

Кроме того, выявлены многочисленные факты предоставления сиротам жилья, которое не соответствует нормативным требованиям, а попросту — непригодного для жизни или аварийного. Вот в этих всех хитросплетениях по поручению Генерального прокурора и должны разобраться прокуроры на местах. И не просто разобраться, а добиться получения квартир сиротами по всей стране.

Первые результаты этой работы уже есть. В этом году прокуроры пресекли почти 9600 нарушений закона и восстановили права около 5 тысяч молодых людей из числа детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем. Кроме того, в интересах сирот прокуроры предъявили в суды свыше 4 тысяч исков, большинство из которых уже удовлетворено.

Кроме того, по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел по фактам неисполнения должностными лицами обязанностей по обеспечению сирот жильем, предоставления им квартир ненадлежащего качества, а также неправомерного расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Например, Ачинская городская прокуратура Красноярского края провела проверку после обращения 8 сирот о предоставлении им администрацией района квартир ненадлежащего качества.

В этом году прокуроры пресекли почти 9600 нарушений закона и восстановили права около пяти тысяч детей-сирот, которым обязаны предоставить жилье

Выяснилось, что в этих квартирах отсутствовали вентиляция и в отдельных комнатах отопление, имелись недостатки внутренней отделки. При вскрытии вентиляционных окон сотрудники прокуратуры вообще обнаружили муляжи вентиляции.

Снаружи по всему периметру дома не было отмостки, тротуаров, проездов, парковки, озеленения и пандусов. При этом, согласно документам, здание являлось нежилым, но менее чем за месяц его реконструировали и ввели в эксплуатацию как жилой дом.

После чего администрация купила в нем сиротам «благоустроенные» квартиры за 6,6 млн рублей.

По данным прокуратуры, фактически купленное жилье находилось в аварийном состоянии и было непригодным для проживания. Но, несмотря на это, сироты были в него заселены, с ними были заключены договоры специализированного найма жилых помещений.

После вмешательства прокурора и поданных исков суд обязал администрацию района расторгнуть старые договоры найма и обеспечить сирот новыми квартирами.

На собственника здания, который продал квартиры сиротам, возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве.

В Новосибирской области суд удовлетворил иск прокуратуры о взыскании с осужденного бывшего главы муниципалитета почти 33 млн рублей.

Между администрацией Татарского района и «Корпорация „СтройСиб“ были заключены 5 контрактов на строительство 37 квартир для сирот.

Чиновник знал, что платить нужно только после принятия дома в эксплуатацию, однако он заранее подписал платежки на 35 млн рублей. В итоге компания деньги получила, но дома так и не построила.

В Якутии по материалам прокуроров возбуждено уголовное дело о предоставлении сиротам жилья в аварийных домах. Администрация района „Усть-Майский улус“ по договорам найма передала 12 сиротам квартиры в новом доме, который по факту оказался небезопасным для проживания и мог рухнуть в любой момент.

Кроме того, прокуроры обнаружили, что на строительстве еще и „сэкономили“, не выполнив все работы, предусмотренные сметой.

В то же время передаточный акт руководство района подписало без каких-либо замечаний. По результатам проверки возбуждено уголовное дело по статье о халатности.

Прокурор обратился в суд с исками для того, чтобы сиротам предоставили новое жилье — безопасное и качественное.

Также после вмешательства прокуроров за последнее время сироты получили благоустроенные квартиры сразу в нескольких российских регионах.

Так, в Крыму, в Джанкойском районе, четверо молодых людей — вчерашних детдомовцев долгое время снимали комнаты или жили у знакомых. После вмешательства прокурора и заявления иска в суд администрация Джанкоя обеспечила сирот благоустроенными квартирами.

Еще одна сирота из Ленинского района Крыма в 2018 году через суд добилась получения квартиры, однако жилье ей так и не дали. Как выяснила прокуратура, за два года администрация Ленинского района даже не попыталась найти дополнительные деньги на покупку квартиры для сироты.

Не принял никаких эффективных мер и судебный пристав, в чьем производстве находилось исполнительное производство. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования девушке предоставили благоустроенную квартиру.

В Краснодарском крае благодаря вмешательству прокуратуры 5 молодых людей также получили квартиры, которых ждали четыре года.

Как отметили в Генпрокуратуре, подобные примеры есть и в других регионах страны. И еще раз подчеркнули, что программа-максимум надзорного ведомства — восстановить права всех сирот, не обеспеченных жильем.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/45008166-genprokuror-rossii-vzyal-na-osobyy-kontrol-zhile-dlya-sirot/

Счетная палата померила сиротские метры

Жилье детям сиротам в 2020 году

Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей

Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом

Константин Кокошкин / Global Look Press

Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).

За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.

Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание

Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.

, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.

По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.

Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.

А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.

Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.

По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.

Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.

Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны

Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.

В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.

Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.

В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.

В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:

  • возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
  • единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
  • «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
  • упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
  • ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
  • для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.

Что делает Министерство просвещения

Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.

«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.

Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.

Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.

Что предлагают делать эксперты

Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.

Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.

По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.

«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.

Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.

Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/03/26/5e7b26399a7947cefc348172

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.