Закон об основах здоровья граждан в рф

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон об основах здоровья граждан в рф

ФЗ об охране здоровья граждан регламентирует отношения, которые возникают в сфере здравоохранения. В законе описаны основы охраны здоровья (правовые, экономические и организационные), права и обязанности пациентов и специалистов, оказывающих медицинские услуги, и т. д.

О чем закон

Федеральное законодательство об основах охраны здоровья определяет:

  • правовые и организационные основы здравоохранения;
  • права и обязанности пациентов, относящихся ко всем группам населения, а также гарантии выполнения этих прав;
  • обязанности законодательных органов (как местных, так и федеральных) в области охраны здоровья;
  • обязанности и права медицинских работников, а также организаций, которые оказывают услуги медицинского характера.

Принципы охраны здоровья

Главными принципами охраны здоровья в России являются следующие:

  • необходимость соблюдения прав пациентов и обеспечение реализации этих прав со стороны государства;
  • приоритетными являются интересы гражданина, обратившегося за медицинской помощью;
  • охрана здоровья детей является приоритетным направлением в области здравоохранения;
  • граждане, ставшие инвалидами или утратившие здоровье, должны получать поддержку со стороны государства;
  • за невыполнение принципов, описанных в законе, органы местного управления и должностные лица должны нести ответственность;
  • медицинская помощь должна быть качественной и доступной;
  • гражданину не может быть отказано в оказании медицинской помощи;
  • врачебная тайна должна соблюдаться при любых обстоятельствах.

ВАЖНО! Врач несет ответственность за разглашение третьим лицам информации, которую сообщает пациент. Исключением являются ситуации, когда эти сведения необходимы для раскрытия уголовного дела.

О полномочиях государства

Государства обязано:

  • проводить единую политику в сфере здравоохранения;
  • заниматься защитой прав и интересов граждан, обращающихся за медицинской помощью;
  • управлять государственной собственностью, которая используется в области здравоохранения;
  • заниматься организацией системы санитарной охраны на территории страны;
  • заниматься обеспечением единого санитарно-эпидемиологического надзора на территории Российской Федерации;
  • организовывать обеспечение медицинской помощью граждан, оказавшихся в зоне ЧС;
  • выдавать лицензии на отдельные виды деятельности в сфере охраны здоровья (выдавать лицензии частным клиникам, специалистам, оказывающим определенные услуги, и т. д.);
  • следить за соблюдением регламентов в области охраны здоровья;
  • вносить изменения в действующие протоколы и стандарты оказания медицинской помощи;
  • следить за тем, чтобы актуальные протоколы были доступны работникам системы здравоохранения;
  • вводить единые системы баз данных, используемые для нужд здравоохранения;
  • организовывать системы первичной медицинской помощи;
  • организовывать оказание скорой и неотложной помощи;
  • организовывать системы обеспечения граждан донорской кровью и ее компонентами;
  • заниматься организацией медицинской помощи спортсменам, которые играют за сборные команды России;
  • заниматься проверкой качества изделий медицинского назначения, а также побочных и нежелательных действий лекарственных препаратов, которые применяются на территории Российской Федерации;
  • следить за достоверностью статистических исследований, которые проводятся лечебно-профилактическими учреждениями;
  • организовывать и координировать проведение научных исследований и разработок в области охраны здоровья;
  • организовывать сотрудничество российских и зарубежных учреждений, занимающихся оказанием услуг медицинского характера;
  • обеспечивать лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека, препаратами, необходимыми для поддержания нормального состояния здоровья и контроля за течением заболевания;
  • организовывать обеспечение больных туберкулезом (в том числе и зараженных бактериями, имеющими широкую лекарственную устойчивость) всеми необходимыми лекарствами и изделиями медицинского назначения;
  • организовывать системы лицензирования и сертификации специалистов, которые имеют право на оказание услуг медицинского характера.

О правах и обязанностях граждан

Права пациента по ФЗ 323 регламентируются одной из статей. Пациенты (то есть любые граждане, обратившиеся за медицинской помощью), имеют следующие права:

  • на охрану собственного здоровья;
  • на получение медицинской помощи;
  • на возможность отказаться от любого медицинского вмешательства (после информирования врачом о возможных последствиях этого отказа);
  • на выбор врача, оказывающего помощь, и лечебно-профилактического учреждения, где эта помощь будет оказана;
  • на получение сведений о собственном здоровье. Информация должна предоставляться в доступной для пациента форме. Врач должен проинформировать пациента о результатах диагностических обследований, о диагнозе и о прогнозе заболевания, а также о существующих рисках, которые могут возникнуть как при диагностике, так и во время лечения.

Обязанности граждан следующие:

  • обязанность заботится о собственном здоровье, заниматься профилактикой заболеваний и вести здоровый образ жизни;
  • обязанности как минимум раз в год проходить регулярные медико-профилактические осмотры;
  • при наличии заболевания, опасных для окружающих (ВИЧ-инфекция, туберкулез) гражданин обязан проходить лечение и выполнять меры по предотвращению заражения других лиц;
  • при прохождении лечения гражданин должен соблюдать предписанный врачом режим, а также не нарушать правила пребывания в лечебно-профилактическом учреждении.

Одним из важнейших прав пациента является его право на дачу добровольного информированного согласия. Давать это согласие могут как сам гражданин, так и его законный представитель. В случае, если при отсутствии оказания помощи гражданин может погибнуть или его состояние резко ухудшится, а сам пациент не имеет возможности выразить свою волю, помощь может оказываться без его согласия.

ВАЖНО! Услуги медицинского характера должны оказываться на добровольной основе. При желании можно отказаться от оказания этих услуг (частично или полностью). Задача медика — объяснить пациенту, чем чреват подобный отказ.

Об организации охраны здоровья

Организация охраны здоровья включает в себя следующие меры:

  • регулирование государством отношений, возникающих в области здравоохранения;
  • разработка мероприятий, которые направлены на прекращение распространения инфекционных заболеваний, а также болезней, относящихся к категории общественно опасных (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция);
  • организация оказания первой помощи (в том числе и лицам, у которых диагностированы редкие, или орфанные, заболевания);
  • обеспечение благоприятной санитарной и эпидемиологической обстановки;
  • обеспечение нуждающихся граждан всеми необходимыми лекарственными препаратами и лечебным питанием, а также изделиями медицинского назначения. Этот пункт касается лекарств, которые входят в список жизненно необходимых;
  • управление деятельностью в области охраны здоровья;
  • развитие и совершенствование российской системы здравоохранения.

ВАЖНО! Согласно закону, пациенту не может быть отказано в оказании медицинской помощи. Так же не может взиматься плата за услуги, которые должны оказываться на безвозмездной основе. Особенно это касается неотложной помощи, которая должна оказываться даже при отсутствии добровольного информированного согласия со стороны пациента.

О проведении врачебной экспертизы

Врачебная экспертиза — исследование, главной целью которого является установление состояния здоровья человека, а также выявление факторов, которые могут оказывать влияние на его трудовую деятельность. Также в задачи экспертов входит установление связи между каким-либо событием (например, получением травмы на производстве) и состоянием здоровья гражданина.

В нашей стране, согласно приказу, могут быть проведены следующие виды экспертиз:

  • экспертизы для выявления временной нетрудоспособности;
  • медико-социальная экспертиза;
  • военно-медицинская экспертиза;
  • судебно-медицинская экспертиза.

Также может быть назначена экспертиза качества оказания медицинских услуг. Главными критериями оценки качества оказания помощи являются соблюдение принятых стандартов и протоколов, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти.

Современные медики должны оказывать помощь в соответствии с этими протоколами, и в том случае, если врач не выходил за пределы предписанных действия, а состояние пациента ухудшилось, претензии следует предъявлять не специалисту, а лицам и организациями, которые разработали стандарт оказания медицинских услуг.

ВАЖНО! Если гражданин полагает, что медицинская помощь была оказана недостаточно качественно, он должен обратиться за экспертизой качества медицинской помощи. Обращение в суд на лечебно-профилактическое учреждение или на конкретного специалиста возможно только после проведения такой экспертизы.

О государственном контроле

Государственный  федеральный контроль в сфере здравоохранения включает:

  • оценку качестве оказания медицинской помощи;
  • оценку безопасности оказываемых услуг;
  • контроль за оборотом лекарственных препаратов, особенно наркотических и сильнодействующих;
  • контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Организацией, которая осуществляет контроль за качеством оказания медицинских услуг, является Минздрав.

ВАЖНО! Если услуги оказаны некачественно, гражданин имеет право на защиту своих интересов. Как правило, первым шагом для этого является написание жалобы. Жалоба может быть адресована как начальству лечебно-профилактического учреждения, так и в судебные инстанции или в Министерство Здравоохранения. Важно помнить, что ответ на жалобу должен быть получен в трехдневный срок.

ФЗ об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации регламентирует всю систему отношений, которая возникает в области здравоохранения. Пациентам очень важно знать свои права и отстаивать их: благодаря этому возможно улучшить всю систему оказания помощи медицинского характера в целом.

Источник: https://medpravo.su/fz-ob-osnovah-ohrany-zdorovya-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii/

Фз

Закон об основах здоровья граждан в рф

Под «законом о здоровье» принято понимать закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», о котором дальше и будет идти речь. В этом важном документе четко разграничиваются основные понятия и медицинские термины, такие как «здоровье», «Заболевание», «пациент», «лечение» и другие.

В законе также подробно расписано, когда помощь может оказываться бесплатно, а в каких случаях платно.

Платно или бесплатно

Получить медпомощь за деньги можно по собственному желанию пациента, каждый больной по закону вправе выбирать медицинское заведение и лечащего врача. Также надо быть готовым к тому, что за определенную плату вам окажут некоторые сопутствующие (бытовые, транспортные и другие) услуги.

Помните! Закон разрешает оказывать платные услуги в некоторых случаях и медицинским заведениям, участвующим в программе бесплатного оказания помощи

Оплата медицинских и сопутствующих им услуг производится из личных средств пациентов и их родных, также эти обязанности могут быть возложены на работодателя. На фоне последних изменений также стоит отметить частое использование для оплаты услуг медработников иных средств, основанием для этого может стать содержание договоров добровольного медстрахования.

Врачебная тайна

Много вопросов возникает у работодателей и родственников больных относительно того, насколько соблюдается врачебная тайна. Работодатели, к примеру, часто хотят знать, насколько больной сотрудник, долгое время не выходящий на рабочее место, родственники тоже хотят знать о реальном состоянии близкого человека.

Согласно ч. 1 ФЗ-№323, врачебной тайной считается сам визит пациента в медучреждение, состояние его здоровья и поставленный диагноз, причем в 2020 году не может быть разглашена врачебная тайна даже после смерти человека.

Сам же пациент имеет полное право ознакомиться со своей медицинской карточкой, так как эта информация для него, согласно закону, не является секретной. Ознакомиться с состоянием здоровья человека и получить все необходимые выписки, соответственно, может также законный представитель больного.

Определен законом и круг лиц и организаций, которые могут также получить сведения о состоянии здоровья человека. Такое право имеют:

  • органы дознания, следствия и суда в рамках расследуемого преступления.
  • органы исполнительной системы для обеспечения должного контроля за теми, кто получил приговор с отсрочкой исполнения и теми, кто был освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно.
  • органы, занимающиеся вопросами обязательного соцстрахования для организации должного контроля.
  • другие медицинские заведения для обмена информацией, необходимой для организации эффективного лечения больного.

Пациенту право получать по запросу всю необходимую информацию о состоянии здоровья и особенностях лечения дает ст. 22 закона о здоровье.

При этом больной всегда может сделать выбор в пользу того или иного медучреждения. Такое право ему дано ст.

21 ФЗ-№323. К слову, менять медицинское заведение можно не чаще 1 раза в год, если это не связано с переездом на другое место жительства.

Также не чаще одного раза в год можно менять конкретного специалиста, и только по заявлению на имя руководителя учреждения.

Что говорит закон о профосмотрах и диспансеризации

Каждый работодатель, согласно закону, должен заботиться о здоровье своих сотрудников, особенно если речь идет о вредных производствах и постоянных переработках. Поэтому очень важно организовать периодические профосмотры.

Проводятся они согласно положениям ст. 46 закона о здоровье, а приказом МЗ № 302н от 12.04.2011г.

было утверждено три положения о прохождении профессиональных осмотров. Согласно закону, периодичность прохождения осмотра и перечень специалистов зависит от условий труда и других факторов.

Разделяют несколько видов медосмотра:

  • профилактический медицинский осмотр.
  • предварительный осмотр при поступлении на работу, учебу.
  • периодический медосмотр.
  • предсменный, предрейсовый и другие осмотры, проводимые непосредственно перед началом выполнения функциональных обязанностей для выявления.
  • послесменные и послерейсовые осмотры, призванные понять, как на сотрудника действуют вредные факторы производства.

Важно! Все профосмотры, согласно ч. 7 ст. 213 ТК Российской Федерации проводятся исключительно за счет средств работодателя

Предполагает закон также прохождение диспансеризации, а это более полный комплекс мер, призванных своевременно выявить нарушения здоровья человека. Во время диспансеризации используются в комплексе многочисленные методы диагностики, а это касается, прежде всего, специалистов, работающих на вредных производствах, инвалидов и других групп лиц.

Последние изменения

В декабре 2018 года изменениям подверглась ст. 40 закона о здоровье, а законную силу эти изменения получили с подписанием закона об обязательном медстраховании, который подписал Президент РФ.

Источник: https://fms21.ru/trudyashimsya/fz-ob-ohrane-zdorovya-grazhdan-v-redakczii-2020-goda.html

I. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЗ №323

Закон об основах здоровья граждан в рф

«ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ»

Глава 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем:

1. ЗДОРОВЬЕ – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

2.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

3.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

  1. МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА – медицинское вмешательство или комплекс таких вмешательств, которые направлены на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, а также на медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
  2. МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО – выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности;
  3. ПРОФИЛАКТИКА – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния, на здоровье человека факторов среды его обитания;
  4. ДИАГНОСТИКА – комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого – анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;
  5. ЛЕЧЕНИЕ – комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболеваний или состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;
  6. ПАЦИЕНТ – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

10.

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

  1. МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ и иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
  2. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – организация, осуществляющая фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). К фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность;
  3. МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК – физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;
  4. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РАБОТНИК – физическое лицо, которое работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входит выполнение работ, связанных с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением, перевозкой, изготовлением лекарственных препаратов для медицинского применения;
  5. ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ – врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период его наблюдения и лечения;

16. ЗАБОЛЕВАНИЕ – возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма;

17. СОСТОЯНИЕ– изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;

18. ОСНОВНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ – заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;

19. СОПУТСТВУЮЩЕЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ – заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти;

20. ТЯЖЕСТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИЛИ СОСТОЯНИЯ – критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их осложнением;

21. КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

  Соблюдение прав граждан в сфере ОЗ и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий       Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере ОЗ     Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья
  Приоритет интересов пациента при оказании МП   Основные принципы   Приоритет охраны здоровья детей
  Доступность и качество МП       Недопустимость отказа в оказании МП     Приоритет профилактики в сфере ОЗ   Соблюдение врачебной тайны    

Соблюдение врачебной тайны (ст.13)

1. Врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

2.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных данным законом.

3.

С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

3.

1) в целях осуществления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля за исполнением лицами, признанными больными наркоманией либо потребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложенной на них при назначении административного наказания судом обязанности пройти лечение от наркомании, диагностику, профилактические мероприятия и (или) медицинскую реабилитацию;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему больному наркоманией, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста 15 лет, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в соответствии с частью 6 статьи 34.

1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” несчастного случая с лицом, проходящим спортивную подготовку и не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки и являющейся заказчиком услуг по спортивной подготовке, во время прохождения таким лицом спортивной подготовки в организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе во время его участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки;

8) при обмене информацией МО, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания МП с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право на охрану здоровья обеспечиваетсяохраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    выбор врача и выбор медицинской организации   профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация в МО в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям         получение консультаций врачей-специалистов  
  облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами     Права пациента (п.5 ст. 19)   получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья  
  получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях     защита сведений, составляющих врачебную тайну   отказ от медицинского вмешательства
    возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи     допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок МО



Источник: https://infopedia.su/17x73f1.html

Федеральный закон

Закон об основах здоровья граждан в рф

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

(выдержки)

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

1.

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

4. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9 статьи 20 настоящего Федерального закона;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;

9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

11) утратил силу. – Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ.

Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

1.

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2.

Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

3. Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

4. Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 4 введена Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 31. Первая помощь

1.

Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

2.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/det-travmatizm/normativno-pravovaya-baza/federalnyj-zakon-ob-osnovakh-zdorovya-grazhdan-v-rossijskoj-federatsii-ot-21-11-2011-323-fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.