Закон о статусе депутатов местного самоуправления

Статус депутата представительного органа муниципального образования

Закон о статусе депутатов местного самоуправления

Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления включает в себя права и обязанности депутата, а также гарантии осуществления им депутатской деятельности.

Правовой статус депутатов регулируется Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иными федеральными законами, а также законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований.

Следует отметить, что наиболее подробно статус депутата регулируется региональным законодательством.

Во многих субъектах приняты специальные законы, посвященные регулированию данного вопроса (например, Закон Псковской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», Закон Нижегородской области «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления», Закон Чукотского автономного округа «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Чукотском автономном округе» и т.д.).

Согласно ст.40 Закона 2003 г. депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования. Этот срок не может быть менее 2-х и более 5-ти лет. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы представительного органа нового созыва. Установленный срок полномочий депутатов не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Как уже было сказано, депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Согласно Закону 2003 г., на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа.

Осуществление полномочий на постоянной основе предполагает, что эта работа является единственным видом трудовой деятельности депутатов, за которую они получают денежное вознаграждение.

В отношении таких депутатов, т.е. осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, законодательством установлены определенные ограничения, в частности:

– они не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. В то же время, они не могут занимать административные посты в учебных заведениях, учреждениях науки, культуры и т.п.

Ограничение числа депутатов, работающих на постоянной основе, связано с финансовыми возможностями местного самоуправления. Кроме того, работа депутатов в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.

Депутат, работающий на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности.

Как правило, такому депутату может предоставляться до 3-х дней в месяц.

Освобождение от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации, с которыми депутат состоит в трудовых отношениях, на основании официального уведомления представительного органа.

Отпуск депутата для участия в работе представительного органа, а также для работы в избирательном округе оплачивается из средств местного бюджета в размере среднего заработка, начисляемого по месту основной работы.

Как правило, законодательство субъектов Федерации к формам депутатской деятельности относит следующие:

1) участие в заседаниях представительного органа

2) участие в работе комиссий, создаваемых представительным органом

Депутат обязан лично участвовать в работе заседаний представительного органа и комиссии, в состав которой он избран. Отсутствие депутата на заседании без уважительной причины не допускается.

3) участие в работе депутатских объединений

4) участие в выполнении поручений представительного органа (комиссии)

Депутат обязан выполнять поручения представительного органа (комиссии), которые даны в пределах их компетенции. По поручению представительного органа (комиссии) депутат участвует в проверках исполнения правовых актов, принятых представительным органом.

О результатах выполнения поручений депутат информирует представительный орган (комиссию), вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение правовых актов представительно органа.

5) подготовка и внесение проектов решений на рассмотрение представительного органа

6) обращение с депутатским запросом

Депутат (группа депутатов) имеет право на обращение в письменной форме к должностным лицам местного самоуправления, руководителям муниципальных предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа.

Как правило, депутатское обращение называется депутатским запросом в том случае, если это обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами Конституции России, федерального или регионального законодательства, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления или вопросов, имеющих общественное значение. Вносится депутатский запрос на заседании представительного органа.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в течение определенного срока (как правило, в течение 10 – 15 дней).

В остальных ситуациях, обращение депутатов именуется либо депутатским обращением, либо депутатским вопросом.

7) работа с избирателями

– депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им

– депутат рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному их разрешению.

– проводит личный прием избирателей, как правило, не реже 1 раза в месяц, изучает общественное мнение

Как правило, в законодательстве субъектов или в уставах муниципальных образований предусмотрено, что депутат обязан отчитываться перед избирателями своего округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы в установленные сроки (не реже одного раза в год). Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ.

Депутатская деятельность может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству.

Для осуществления своей деятельности, депутат наделяется правами и обязанностями.

Права депутата можно подразделить на 2 группы:

1) права, реализуемые на заседаниях представительного органа:

– депутат имеет право избирать и быть избранным в комиссии представительного органа

– предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом

– вносить предложения и замечания по повестке дня, по существу рассматриваемых вопросов

– вносить предложения о проведении депутатских расследований

– ставить вопрос о разработке и принятии новых решений

– вносить на заседание проекты решений и т.п.

2) иные права:

– право на безотлагательный прием должностными лицами

По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования.

– право на получение и распространение информации

Депутат в установленном порядке обеспечивается документами, принятыми органами местного самоуправления, а также документами, информационными и справочными документами, официально распространяемыми государственными органами и общественными объединениями.
Депутат имеет право обращаться в учреждения, предприятия и организации, независимо от форм собственности за информацией по вопросам осуществления своих полномочий, соответствующие документы или сведения подлежат предоставлению безотлагательно.

Кроме того, депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в СМИ.

Обязанности депутатов:

К основным обязанностям относится, естественно, участие в заседаниях представительного органа и комиссий, а также выполнение поручений представительного органа и комиссий.

Кроме того, депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа (об этом уже говорилось).

Наконец, депутат обязан соблюдать правила трудового внутреннего распорядка и положения законодательства о труде.

Ограничения, связанные с депутатской деятельностью:

Выше уже было сказано, что депутаты, работающие на постоянной основе, не имеют право заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, творческой и педагогической.

Кроме того, Закон 2003 г., а также законы субъектов Федерации устанавливают, что депутат представительного органа местного самоуправления не может быть одновременно:

депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, депутатом законодательного органа субъекта Федерации, или депутатом представительного органа другого муниципального образования, состоять на государственной или муниципальной службе, если иное не предусмотрено законодательством.

Основные гарантии депутатской деятельности:

Гарантии депутатской деятельности – условия и средства, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами своей деятельности. Для беспрепятственного осуществления своих полномочий, депутаты наделяются целым рядом правовых и материально-финансовых гарантий.

1) неприкосновенность – одна из важнейших правовых гарантий деятельности депутатов, позволяющая им действовать, не опасаясь незаконного преследования и привлечения к ответственности.

Естественно, объем неприкосновенности депутата представительного органа местного самоуправления значительно уже объема неприкосновенности депутата Государственной Думы. Тем не менее, определенные гарантии в этом плане установлены и в отношении депутатов местных органов.

Так, федеральными законами установлены гарантии прав депутатов:

а) при привлечении их к уголовной или административной ответственности

б) при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий

Например, гл.52 УПК РФ устанавливает особенности производства по уголовным делам в отношении депутатов представительных органов местного самоуправления. В частности, решение о возбуждение уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимается прокурором субъекта Федерации.

в) при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого или служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов.

В законах субъектов Федерации положения, касающиеся неприкосновенности депутата, в основном, сформулированы однотипно.

Выглядит это приблизительно так: «депутат на территории соответствующего муниципального образования не может быть задержан (кроме случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к административной или уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации». Эта формулировка дублирует положения Закона 1995 г.

Кроме того, депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при ании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока их полномочий.

2) социальные, материально-финансовые гарантии

– депутату, работающему на постоянной основе, выплачивается денежное вознаграждение, а также производятся иные, предусмотренные законодательством выплаты из средств местного бюджета.

Например, согласно Закону Санкт-Петербурга «О реестрах муниципальных должностей в Санкт-Петербурге», размер должностного оклада председателя муниципального совета составляет – 22 расчетные единицы (1 р.е. – 600 руб.)

– депутату, работающему на постоянной основе, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30-ти календарных дней

– депутату, работающему на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи.

– по решению представительного органа депутат, работающий на постоянной основе, по его просьбе и рекомендации соответствующей комиссии может быть направлен на учебу, переподготовку и курсы повышения квалификации. Расходы на обучение депутат возмещаются из средств местного бюджета.

– жизнь и здоровье депутата подлежат государственному страхованию за счет средств местного бюджета

– депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью

– для содействия в осуществлении депутатских полномочий, депутат вправе иметь помощника (или помощников), работающего на нештатной (неоплачиваемой) основе.

3) трудовые гарантии

– Срок полномочий депутата, работающего на постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж.

Законом Чукотского автономного округа установлено, что депутату выплачивается пособие в размере его средней заработной платы в случае истечения срока депутатских полномочий до устройства на новое место работы в течение 1-го года.

– Депутат, работающий на непостоянной основе, не может по инициативе администрации быть уволен, переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу, без согласия представительного органа.

В законах субъектов Федерации обычно встречается положение, согласно которому: невыполнение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций законных требований депутата либо создание препятствий в его работе, влекут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Уставом муниципального образования и регламентом представительного органа могут быть установлены иные гарантии депутатской деятельности.

Источник: https://studopedia.su/17_120830_status-deputata-predstavitelnogo-organa-munitsipalnogo-obrazovaniya.html

Муниципальный депутат: полномочия, права и ответственность. Депутат Совета депутатов муниципального округа

Закон о статусе депутатов местного самоуправления

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального образования (МО).

Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы.

Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей.

Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей.

Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа.

Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений.

К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество.

Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО.

Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать публичные слушанья, например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в сельских поселениях, имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

Муниципальные советы и государственная власть

В силу характерных особенностей органов муниципального самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов.

В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа.

Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо.

Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно.

Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного органа власти России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты.

Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек.

В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы.

В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората.

Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте.

Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах.

Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу депутатской неприкосновенности, порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской.

Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия.

Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Источник: https://FB.ru/article/321090/munitsipalnyiy-deputat-polnomochiya-prava-i-otvetstvennost-deputat-soveta-deputatov-munitsipalnogo-okruga

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.