Закон о статусе депутата местного самоуправления

Содержание

Депутаты местного самоуправления: полномочия и ответственность

Закон о статусе депутата местного самоуправления

Депутатом представительного органа считаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не имеющие оснований для ограничения в полномочиях и действующие на определенной территории муниципального образования в интересах населения

Депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей.

По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Правовой статус депутатов местного уровня

На должность депутат может претендовать любой гражданин, достигший восемнадцати лет. Особых требований к образованию закон не предъявляет.

Кроме того, закон о правовом положении иностранных граждан допускает возможность баллотироваться на должность депутата местного созыва иностранцам, имеющим право на постоянное проживание, то есть вид на жительство.

Продолжительность полномочий депутата законом установлено в рамках от двух лет до пяти лет. Конкретный срок полномочий закрепляется уставом города или района.

Депутат это выборная должность, однако, на постоянной основе могут находиться не больше, чем десять процентов членов от общего состава депутатов.

Гарантии депутатов

С момента избрания на должность, депутаты обладают неприкосновенностью. Неприкосновенность имеет свое распространение только на той территории, где депутат был выбран, то есть на территории конкретного муниципалитета.

Выезжая за его пределы, депутат несет ответственность на равных основаниях вместе с гражданами.

Как представителю населения, депутату предоставлено право беспрепятственного доступа на территорию любой организации, находящейся в границах муниципалитета.

Депутат местного уровня не может одновременно быть избранным на должности регионального или федерального уровня.

Гарантии депутатов распространяются на случаи привлечения их к юридической ответственности. Согласно действующему законодательству действую специальные правила привлечения их к уголовной или административной ответственности.

Член представительного органа не несет ответственности за свои высказывания, суждения, политику, за исключением случаев клеветы или оскорблений высказываемых публично в отношении граждан.

Действующие ограничения для депутатов местного уровня

Приступая к депутатским полномочиям, гражданин ограничивается в следующих правах:

  1. Осуществлять предпринимательство как лично, так и через третьих лиц.
  2. Состоять в иных трудовых отношениях и получать заработок, за исключением в должности преподавателей, научных или творческих сотрудников.
  3. Находиться в органах управления, попечительства и иных организациях иностранного типа, действующих на территории России.

Депутат не может занимать должности на государственной или муниципальной службе, быть одновременно депутатом Государственной Думы или регионального значения. В своей деятельности выборное лицо должно соблюдать требования законодательства по антикоррупционному регулированию.

Ответственность депутатов местного созыва

Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.

Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.

Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.

Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.

Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.

Олег Росляков, источник sud-isk.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/municip-pr/deputaty-mestnogo-samoupravleniya.html

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (статья 40)

Закон о статусе депутата местного самоуправления
Вопрос

Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. Предусматривается ли сохранение заработной платы по месту работы за время отсутствия депутату представительного органа муниципального образования при осуществлении своих полномочий на непостоянной основе?

Вопрос

С какого момента депутат представительного органа муниципального образования считается прекратившим свои полномочия досрочно?

Распространяются ли требования пункта 6 статьи 70 Федерального закона 12 июня 2002г.

№67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о предоставлении в избирательную комиссию документов (копий документов) об освобождении обязанностей, не совместимых со статусом депутат, на кандидата, которым до дня проведения ания было подано заявление о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию?

Вопрос

Правомерно ли вносить изменения в устав муниципального образования путем закрепления в нем гарантий для депутатов представительного органа муниципального образования (например, гарантии по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, гарантии при временной нетрудоспособности, при несчастном случае, при прохождении диспансеризации, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др.) без их установления в федеральном и региональном законодательстве?

Вопрос

Возникает ли конфликт интересов у депутата представительного органа муниципального образования, который является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса на должность главы муниципального образования, при ании за самого себя на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Возникает ли у супруга (супруги) депутата представительного органа муниципального образования конфликт интересов при ании на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования, если его супруг (супруга) является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Вопрос Поскольку действующая формулировка части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ открывает неограниченные возможности для увеличения числа депутатов, работающих в органах местного самоуправления на постоянной основе, в том числе путем расширения круга выборных должностных лиц соответствующего муниципального образования, необходимо внести в эту норму изменения. Когда соответствующий закон будет принят?
Вопрос

Имеются ли юридические препятствия для совмещения должности председателя представительного органа муниципального образования с его деятельностью в качестве председателя ТОС, не зарегистрированного в статусе юридического лица?  Нет ли здесь нарушения норм статьи 121 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»? 

Вопрос

Вправе ли органы местного самоуправления требовать у лица, замещающего муниципальную должность,представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для их опубликования в сети “Интернет”?

Вопрос

В соответствии с ч. 8 ст.

40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Ведется ли работа по разработке и принятию федерального закона, регламентирующего гарантии прав депутатов?

Вопрос

Могут ли быть оспорены (признаными незаконными) решения, действия (бездействия) муниципальных депутатов, исполняющих свои полномочия на непостоянной основе, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации?

Вопрос

Следует ли учитывать председателя представительного органа муниципального образования (не является главой муниципального образования) при установлении 10 процентов депутатов, которые могут работать на постоянной основе?

Вопрос

Вправе ли депутат представительного органа муниципального образования замещать должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации?

Вопрос

Каков порядок  досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Вопрос

Руководитель муниципального унитарного предприятия избран депутатом представительного органа муниципального образования. Не является ли это нарушением п. 2 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.

№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»? Имеет ли право такой депутат участвовать в ании по утверждению кандидатуры главы муниципального образования, ведь в данном случае возникает конфликт интересов?

О некоторых вопросах противодействия коррупцииВопрос

Может ли представительный орган муниципального образования принять нормативный правовой акт, в соответствии с которым удостоверение депутата представительного органа муниципального образования будет являться документом подтверждающим личность?

ВопросВ целях оптимизации расходов местного бюджета городским финансовым отделом муниципального образования председателю городской Думы предложено финансировать только 0,5 ставки вышеназванной должности. Правомочны ли действия финансового отдела администрации города?
Позиция Комитета

К вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных федеральным законодательством (предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах).

Вопрос

Насколько перспективен вопрос отмены обязанности подачи сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей для депутатов представительных органов сельских поселений?

Вопрос

Возможно ли проведение встреч депутата с избирателями в иных помещениях, нежели предоставляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе встречи депутатов с трудовыми коллективами в помещениях предприятий, учреждений, иных организаций?

Вопрос

Каковы основания и процедура начала осуществления полномочий депутатом муниципального образования на постоянной основе и их прекращение?

Вопрос

Возможно ли досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, в связи с утратой доверия и по каким основаниям?

Вопрос

Вправе ли муниципальные образования закреплять в своих уставах нормы о дополнительных гарантиях выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим, замещающим должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, которые предусматривают, что после прекращения ими своих полномочий им выплачивается денежное содержание, установленное на день прекращения полномочий, в течение одного года?

Вопрос

Должен ли депутат представительного органа муниципального образования, осуществляющий свои полномочия на постоянной оплачиваемой основе, получать компенсацию своих расходов?

ВопросВправе ли глава муниципального образования (депутаты, работающие на постоянной основе) занимать должности заведующих кафедрами ВУЗов?
Вопрос

Обязан ли глава муниципального образования направлять в представительный орган муниципального образования все издаваемые им муниципальные правовые акты?

Вопрос

Сколько депутатов представительного органа муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе, если общее количество депутатов представительного органа муниципального образования не составляет целого числа?

Вопрос

Заключается ли с депутатами представительного органа муниципального образования трудовой договор?

Разъяснение

О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (в редакции Федерального закона № 446-ФЗ).

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Organy-i-dolzhnostnye-lica-mestnogo-samo/Status-deputata-chlena-vybornogo-organa-

Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования. Гарантии депутатской деятельности

Закон о статусе депутата местного самоуправления

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 2) записано, что депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Исходя из этого депутатами надо считать как лиц, избранных населением (избирателями) соответствующего муниципального образования в представительный орган на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании, так и лиц, ставших членами представительного органа муниципального района, сформированного из глав муниципальных образований поселений и делегированных в этот орган депутатов представительных органов поселений.

Положение Закона можно считать спорным в отношении второй категории лиц.

Сейчас в науке конституционного и муниципального права распространено толкование, по которому депутатом считается только лицо, избранное непосредственно населением.

Кстати, на других уровнях представительных органов власти такой подход находит и нормативно-правовое отражение: например, лица, избранные в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, именуются депутатами Государственной Думы, а лица, направленные в Совет Федерации законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов РФ, – членами Совета Федерации.

Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (статья 40 Закона).

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – 1 депутат.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью;
  2. состоять членом управления коммерческой организации, если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  3. заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами.

Гарантии депутатской деятельности

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при ании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

    • смерти;
    • отставки по собственному желанию;
    • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    • прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
    • отзыва избирателями;
    • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
    • призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
    • в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-pravovoy-status-deputata-predstavitelnogo-organa-munitsipalnogo-obrazovaniya-garantii-deputatskoy-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.