Закон о ржд

Права пассажиров РЖД, о которых нужно знать!

Закон о ржд

В пределах Российской Федерации взаимоотношения клиентов и поставщиков услуг регулирует действующее законодательство. В том числе под него подпадают пассажиры железных дорог и предприятие, осуществляющее перевозки. Права граждан описаны в нескольких нормативных актах, о чем далеко не всем известно.

Правила установлены для всех пассажиров. То есть выполнять их обязаны едущие граждане и проводники, кассиры и руководители подразделений РЖД. Разберем, какие привилегии полагаются пассажирам в РФ. Как ими воспользоваться. Когда и кому следует жаловаться.

Законодательное регулирование

Все пассажиры по российскому законодательству — это потребители услуг. А РЖД в правовом поле признается поставщиком. Поэтому регулируют взаимоотношения сторон такие акты:

Регулируют нормативные акты размеры и объем багажа, правила приобретения и обмена проездных талонов, размещение провозимой клади и иное. В частности, некоторые нормы расширяют права людей с ограничениями по здоровью.

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров

Нормы по перевозке багажа

Чемоданы и коробки довольно сильно загружают вагоны. Поэтому к их массе и габаритам предъявляются серьезные требования. А именно:

  1. Без дополнительной платы владелец билета может провозить:
    1. груз массой до 36 кг и габаритом до 180 см (суммируются три измерения);
    2. коляску для малыша или инвалида.
  2. Для пассажиров дальнего следования и вагонов СВ объем расширен до 50 кг на одного человека.
  3. За дополнительную плату разрешено провозить:
    1. до 50 кг груза сверх нормы;
    2. один велосипед на человека (размещается в тамбуре);
    3. коробку с аппаратурой по габаритам не более 180 см (в сумме).

Подсказка: пассажир имеет право на приобретение багажного места в отдельном вагоне (если таковой предусмотрен). В нем можно перевозить больше грузов.

Что взять в вагон нельзя

Правилами РЖД не допускается загрузка в вагоны предметов, которые могут нанести вред помещению или вещам иных людей. Таковые не допускаются даже при наличии билетов. Груз выносится на перрон станции отправления. При возникновении споров начальник поезда может задержать отправку.

Кроме того, запрещена перевозка оружия без специальной упаковки (кобуры). Ее наличие обязан проверить проводник. Не пустят на место с ядами ли тарой, вызывающей подозрения в их наличии у пассажира. В случае возникновения сомнений проводник извещает начальника состава, а последний — правоохранительные органы.

Важно: РЖД не несет ответственности за убытки, причиненные гражданам-нарушителям правил. Взыскать с компании стоимость проездных документов не получится.

Кроме того, за сохранностью ручной клади обязан следить сам путешественник. РЖД не отвечает за то, что человек взял с собой в вагон. А за сохранность клади, переданной в багажное отделение, отвечает администрация железных дорог.

Животные и биоматериалы

На домашних любимцев необходимо оформлять отдельный проездной талон. Таковой выдадут в кассе только при наличии справки о безопасности животного для окружающих. При этом разрешено путешествовать не только с кошками или собаками, в вагон пускают даже с пчелами. Но при соблюдении ветеринарных требований.

Домашнего любимца разрешено помещать на свое посадочное место или в багажное отделение. Но кормить его в пути придется самостоятельно. Кроме того, пчелам требуется постоянный сопровождающий. Просто так без человека их не погрузят.

Отдельно регламентируется перевозка биоматериалов. Таковые можно транспортировать исключительно в отдельном купе. То есть гражданину придется заплатить за четыре билета и еще за багаж сверх нормы.

Размещение клади

В вагонах устроено несколько мест для багажа:

  • верхнее отделение (полка);
  • рундук — под нижним спальным местом.

Законодательство предписывает пассажиру использовать пространство рядом с посадочным местом. То есть рундук для тех, у кого билет на нижнюю полку, а третий отсек — на верхнюю. Однако допускается договоренность между соседями. Люди могут разместить чемоданы так, как всем удобно. Правила используются только для решения спорных ситуаций.

Важно: строго запрещено оставлять клад в проходах (соблюдается не всегда). Но если сумка или коробка мешает, то можно пожаловаться проводнику.

Дети

Для малолетних пассажиров, следующих в сопровождении взрослых, распространяются определённые привилегии. Они таковы:

  1. Малыша до пяти лет можно брать с собой без дополнительной платы. При этом есть ограничения:
    1. только одного на маму или иного взрослого;
    2. без предоставления дополнительного места (на свое полке).
  2. Если малышей до пяти лет несколько, то им понадобится детский проездной талон. На него полагается отдельное место. Расположить на нем разрешено не более двоих малолетних. Получается, что на тройню придется приобрести один детский билет (двое на отдельной полке, третий — с мамой).
  3. Если ребенку нужна отдельная полка, то придется брать детский талон.
  4. Детский тариф установлен для несовершеннолетних от пяти до десяти лет.
  5. Ребенку, которому на момент поездки уже есть 10, придется приобретать взрослый билет.

Важно: возраст определяется на дату начала путешествия. При себе взрослый обязан иметь оригинал свидетельства о рождении.

Нарушителей правил перевозки малолетних обяжут оплатить проезд. При отказе — ссадят с поезда, а деньги не вернут.

Выбор вагона

Отдельно в нормативных документах рассмотрено право человека на удобство путешествия. Дело в том, что на часть билетов в кассах устанавливается квота. Если ее не выбрали до отправки, то в удобных вагонах образуются свободные места. Приоритетное право на занятие такового отдано имеющимся в составе пассажирам. Им следует заявить о желании перейти в купейный вагон или СВ.

Внимание: более удобное место предоставляется при внесении разницы в цене. Расчет позволено производить начальнику поезда (выдается квитанция).

Что разрешено пассажирам с верхних мест

По правилам каждый человек должен занимать место, указанное в проездном документе. Отдельно не описаны права людей, которым достались верхние места. Использование более удобного положения допускается только по договоренности с соседями.

В случае освобождения нижнего места человек может попросить предоставить его. Но урегулировать момент следует с начальником поезда, как в предыдущем случае.

Временная остановка по пути следования

Правилами разрешается прервать путешествие. При этом далее использовать можно тот же билет, но с определенными нюансами:

  1. Прерывание следования разрешено на срок, не превышающий десяти дней.
  2. В течение трех часов с момента остановки состава на станции следует обратиться в кассу.
  3. Работнику сообщается время остановки на станции (не более десяти дней) и желаемую дату продолжения путешествия.
  4. Продление билета осуществляется после внесения сбора за переоформление и стоимости плацкарты при наличии свободных мест.

Если пришлось задержаться на станции по состоянию здоровья, то ограничения снимаются. Но в кассу придется предоставить справку о сроке заболевания.

Изменение даты отъезда

Права пассажиров расширены на случай переноса начала путешествия. При этом законодатель учел желание отправиться в дорогу пораньше и случаи опоздания к старту. Правила таковы:

  1. Если в составе есть свободные места, то можно переоформить билет на более раннюю дату (время). В кассе ставят отметку о переносе.
  2. Опоздавший на состав путешественник получил право на восстановление талона. Таковое производится при обращении в кассу:
    1. не позже 12 часов со времени отправки в обычной ситуации;
    2. в течение пяти дней, если опоздание произошло по болезни или из-за несчастного случая (требуется документальное подтверждение).
  3. Опоздавшим может восстановить право двумя способами:
    1. получить обратно деньги, внесенные за проезд, кроме плацкарты;
    2. переоформить талон на иное время, заплатив плацкарту.

Подсказка: опоздание в пункте пересадки по вине железных дорог не приводит к взиманию дополнительной платы. Талоны переоформляют на подходящий маршрут бесплатно.

Обслуживание в поездке

Проводнику устанавливается ряд обязанностей по обслуживанию клиентов. Их перечень и объем может варьироваться в зависимости от маршрута и состава (фирменные, к примеру). Но существует базовый — обязательный для любого вагона. Он таков:

  • предоставление по требованию клиента:
    • швейных принадлежностей;
    • посуды (стакан и чайная ложка);
    • кипятка;
    • аптечки;
    • настольных игр;
    • умывальных принадлежностей (только в фирменных составах);
  • обеспечение клиентов доступом к электропитанию для зарядки гаджетов;
  • подготовка спальных мест:
    • на верхних полках в купе и СВ;
    • по просьбе больных, инвалидов, беременных и пенсионеров — в любом.

Внимание: во время следования необходимо информировать проводника о резком изменении в состоянии здоровья для организации доступной медицинской помощи.

Нарушения в работе РЖД

Права клиентов полностью соблюдаются при задержке или отмене состава. Так, клиент может потребовать:

  • возврата полной стоимости талона;
  • пени в размере 3% от цены за каждый час задержки;
  • компенсации морального вреда;
  • оформления проезда на ином поезде без дополнительной платы.

Внимание: для получения компенсации за моральный ущерб придется обращаться в суд.

Если проводник не может обеспечить клиента местом согласно проездным документам, то вопрос решается следующим образом:

  • человека переводят в вагон классом выше без взимания платы;
  • предоставляют имеющеюся полку более низкого класса с возвратом разницы в цене;
  • полностью компенсируют стоимость поездки;
  • переоформляют проездной документ на иной состав.

Возврат проездного документа человек может произвести по своей инициативе (передумал ехать). При этом сумму к возмещению переделяют в зависимости от времени возврата:

  • свыше восьми часов — полностью;
  • от 8 до 2 — 50%;
  • менее 2 — не возмещают стоимость плацкарты.

Подсказка: утерянный билет можно восстановить, если сказать кассиру дату и номер рейса и показать паспорт.

Когда могут ссадить с состава

В некоторых ситуациях пассажир может утратить право на проезд. Основные таковы:

  1. Нарушение общественного порядка, в том числе злоупотребление спиртным. Решение о высаживании принимает сотрудник правоохранительных органов.
  2. Внезапное расстройство здоровья вплоть до критического состояния. Проводник вызывает медработников, которые принимают решение о госпитализации на ближайшей станции.
  3. Выявление безбилетного пассажира. Таковой факт приводит к удалению из состава только в том случае, если «заяц» отказывается оплатить проезд.

Вопросы, вызванные отсутствием регистрации электронного билета, решает начальник состава. Как правило, человеку разрешают доехать до следующей станции и там выполнить необходимую процедуру.

Курение и распитие спиртного в купе и плацкарте строго запрещено. В вагоне-ресторане продаются горячительные напитки. В иных местах потребление приведет к составлению протокола и штрафу.

Посмотрите видео о правах пассажира поезда 19 августа 2018, 21:45 Авг 19, 2018 21:45 Правознайка Ссылка на текущую статью

Источник: https://pravoznayka.ru/v-puteshestvii/prava-passazhirov-rzhd.html

17 ФЗ о железнодорожном транспорте в Российской Федерации

Закон о ржд

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Железнодорожная сеть является главной связующей артерией государства не только в сфере гражданских перевозок, но и при осуществлении транспортировки промышленных грузов. Поезда являются одним из самых доступных видов наземного транспорта ввиду своей масштабности и принципов развития.

Общие сведения

Федеральный закон № 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 24 декабря 2002 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря того же года. Законодательный документ был подписан президентом и вступил в силу 10 января 2003 года.

ФЗ-17 регламентирует правовые, экономические и организационные аспекты работы общественного железнодорожного транспорта. Законом устанавливается порядок согласования деятельности железнодорожных организаций, органов государственной власти и других транспортных учреждений.

Закон состоит из 34 глав и 7 статей следующего содержания:

  • Глава 1 определяет основные принципы функционирования железнодорожной системы и поясняет специфическую терминологию законодательства;
  • Глава 2 устанавливает главные аспекты государственного регулирования деятельности ЖД системы;
  • Глава 3 предусматривает требования к осуществлению различных видов перевозок поездами и особенности управления процессами транспортировки;
  • Глава 4 определяет правила обеспечения безопасности;
  • Глава 5 описывает особенности трудовых отношений;
  • Глава 6 предусматривает дополнительные организационные детали, такие как язык общения, временной график, форма работников, особенности страхования, международное сотрудничество, а также организация гражданской обороны и мероприятий по мобилизации;
  • Глава 7 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу и упразднения предыдущих законодательных документов.

Железнодорожные средства передвижения как часть единой федеральной транспортной системы Российской Федерации призваны выполнять следующие функции:

  • качественное и своевременное удовлетворение потребностей граждан и государства;
  • осуществление перевозок;
  • создание условий для экономического развития государства;
  • объединение экономического пространства РФ в централизованную сеть.

Железнодорожный транспорт состоит из:

  • общественных средств передвижения;
  • транспорта для не общего пользования;
  • технического ЖД транспорта для грузовых перевозок.

Принципы работы железнодорожной системы:

  • устойчивое и бесперебойное функционирование;
  • доступные, безопасные и качественные услуги;
  • развитие конкурентоспособности экономического рынка;
  • организованное и согласованное действие ЖД системы.

Государство преследует следующие цели в области развития и функционирования общественного железнодорожного транспорта:

  • соблюдение баланса государственных и пользовательских интересов;
  • соблюдение принципов целостности, эффективности, доступности и качества работы ЖД средств перемещения.

В сфере действия необщественного ЖД транспорта государство обеспечивает регулирование нижеперечисленных целей:

  • безопасное и качественное функционирование ЖД транспорта необщего использования;
  • непрерывность процессов грузоперевозки;
  • доступность услуг ЖД транспорта для перевозок и других инфраструктур.

Для достижения поставленных целей государственным регулированием устанавливаются следующие задачи:

  • разработка и внедрение государственной политики в сферу железнодорожной транспортной системы;
  • постановка задач и основной деятельности государственных органов, осуществляющих регулирующие функции в ЖД области;
  • разработка и принятие нормативных актов, которые являются обязательными для всех пользователей ЖД транспортом;
  • лицензирование определённой деятельности;
  • все используемые технические объекты должны быть стандартизированы и проверены на соответствие единым требованиям;
  • регламентирование железнодорожной деятельности согласно законодательству об естественных монополиях и антимонополиях;
  • установление порядков примыкания железнодорожных путей общего и необщего использования;
  • ограничение передвижений на отдельных участках ЖД путей общего использования для соблюдения графика движения поездов;
  • выдача полномочий отдельным владельцам инфраструктуры и транспортировщиков на осуществление определённых перевозок при возникновении чрезвычайных обстоятельств, нарушающих социально-экономическую стабильность, обороноспособность и безопасность государства;
  • организация военных и специальных перевозок при помощи железнодорожного транспорта;
  • разработка руководств по гражданской обороне и мобилизации;
  • осуществление контроля железнодорожной системы;
  • сбор, накопление и анализ данных о работе ЖД транспорта, а также создание соответствующей статистики.

Другие законодательные акты Российской Федерации могут предусматривать дополнительные задачи для работы железнодорожной системы в определённых обстоятельствах.

Последние изменения, внесенные в 17 ФЗ

В ходе последней редакции законодательства о системе железнодорожных средств передвижения, состоявшейся 20 декабря 2017 года при принятии закона № 400-ФЗ, было признан утратившим силу пункт 1 статьи 26, который предусматривал регулирование дисциплины железнодорожных работников в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и отдельным постановлением правительства о железнодорожной дисциплине.

Статья 20 предусматривает следующие организационные основы для обеспечения безопасного использования железнодорожного транспорта:

  • Федеральные исполнительные власти определяют:
    • создание правового и технического регламента использования ЖД средств передвижения, охватывающего также порядок проведения расследования транспортных происшествий и правонарушений;
    • разработка государственной политики, предусматривающей безопасную эксплуатацию железнодорожного транспорта в целях общественных и грузовых перевозок;
  • Участники процесса перевозок в рамках своих компетенций регламентируют:
    • надёжность условий перевозки пассажиров;
    • безопасную транспортировку багажа;
    • надёжность передвижений и использований ЖД средств передвижения;
    • соответствие экологическим нормам безопасности.

Статья 25 определяет трудовые отношения железнодорожных работников:

  • Особенности трудоустройства граждан в ЖД сфере, а также предоставление им социальных гарантий и компенсаций, а также обеспечение безопасных условий работы устанавливается настоящим законодательством и ТК РФ.
  • Рабочий график и отдельные трудовые условия определяется федеральным исполнительным органом в соответствии с требованиями соответствующего профсоюза;
  • При трудоустройстве на должности, связанные с управлением поездов и маневровыми действиями, а также при воздействии негативных производственных факторов, граждане обязаны пройти медицинское обследование, предоставляемое за счёт работодателя, перед устройством на работу и с установленной периодичностью во время работы. Запрещается трудоустройство без предварительного прохождения медицинской комиссии;
  • При медицинском осмотре, также производится проверка на употребление наркотических и психотропных веществ. Работники, выполняющие маневровые работы и управляющие поездами, должны проходить данный контроль перед каждой сменой и рейсом;
  • Работники железнодорожной системы должны при устройстве на работу проходить аттестацию, которая нацелена проверить технические знания в соответствующей области. Запрещается трудоустройство без аттестации;
  • Работникам предоставляются льготы в виде бесплатного передвижения с помощью ЖД транспорта. Данная привилегия сохраняется за ними при выходе на пенсию или увольнении по причине производственной травмы.
  • Железнодорожные организации предоставляют социальную поддержку для неработающих пенсионеров-железнодорожников в порядке, предусмотренном тарифными и коллективными соглашениями.

Скачать закон о железнодорожном транспорте в новой редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона №17-ФЗ от 10.01.2003 “О железнодорожном транспорте”, рекомендуется скачать документ законодательства с последними изменениями по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/17-fz-o-zheleznodorozhnom-transporte/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.