Закон о реабилитации жертв политических репрессий 1991

Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I

Закон о реабилитации жертв политических репрессий 1991

I. Общие положения (ст.ст. 1 – 5)
II. Порядок реабилитации (ст.ст. 6 – 11)
III. Последствия реабилитации (ст.ст. 12 – 18)
IV. Заключительные положения (ст. 19)

Статья 12.

Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и другими нормативными актами Российской Федерации.

Восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, предоставление им льгот и выплата компенсаций производится в том случае, если принятые в отношении их уполномоченными на то органами государств – бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству Российской Федерации.

При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет республиканского бюджета Российской Федерации.

Статья 14.

Восстанавливаются в гражданстве Российской Федерации все жители Российской Федерации, лишенные гражданства без их свободного волеизъявления. Восстановление в гражданстве осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР и Российской Федерации.

Статья 15. Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 10000 рублей. Выплата компенсации наследникам не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не получена реабилитированным. Лицам, на которых распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года “О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей”, компенсация производится за вычетом сумм, выплаченных на основании этого Указа. Порядок выплаты компенсаций, предусмотренный настоящей статьей, распространяется на лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории. Выплата компенсаций этим лицам производится на основании документов о реабилитации и о времени пребывания в местах лишения свободы, выданных в государствах – бывших союзных республиках СССР или государственными органами бывшего Союза ССР. Выплата или перерасчет размеров компенсаций лицам, получившим ее в государствах – бывших союзных республиках СССР, не производится. Лицам, которым при пересмотре дел и в связи с признанием необоснованности обвинений по политическим мотивам была изменена мера наказания, производится за время их пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дел, выплата денежных компенсаций. Денежные компенсации в этих случаях выплачиваются на основании справок о результатах пересмотра дел. Лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, денежные компенсации выплачиваются по месту их жительства в Российской Федерации до применения репрессий, а в случаях, когда место жительства определить невозможно, – по месту применения репрессий. первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в “рабочих колоннах НКВД”, иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на: а) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха; б) внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов; г) бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания; д) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; е) бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, – водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда; ж) снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления; з) первоочередную установку телефона; и) бесплатную установку телефона; к) первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы; л) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25 процентов назначенной пенсии; м) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями; н) льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами. Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, за исключением пунктов “в”, “е”, “и” и “м”, распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии со статьей 2.1 настоящего Закона и являющихся пенсионерами или инвалидами. В случае смерти реабилитированных лиц их погребение осуществляется за счет государства. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией, а также освобождаются от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением настоящего Закона, за исключением споров между этими лицами и их наследниками. Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим право на предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи льготы, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также городов и районов на основании документов о реабилитации выдается свидетельство единого образца, который утвержден Правительством Российской Федерации.

Статья 16.1. Реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

Не подлежит возврату, возмещению или компенсации: имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем; имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий; земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы; имущество, изъятое из гражданского оборота. Реабилитированным лицам возвращаются в натуре жилые дома при условии, что эти жилые дома необходимы им с членами их семей для постоянного проживания, в случае освобождения занимаемых реабилитированными лицами жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда. Лицам и членам их семей, проживающим в настоящее время в жилых домах, ранее принадлежавших реабилитированным лицам, предоставляется равноценная жилая площадь либо оказывается помощь в строительстве жилья. По согласию с реабилитированными лицами вместо возврата в натуре жилого дома им в первоочередном порядке предоставляется благоустроенная жилая площадь, либо оказывается помощь в строительстве жилья, либо возмещается стоимость жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение. При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость не сохранившегося имущества. В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. При этом налог с имущества, переходящего в порядке наследования, не взимается. Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица. Вынесенные до принятия настоящего Закона решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы – перерасчету. Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации – в течение трех лет с момента получения документов о реабилитации. Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации “О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий”. Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Статья 17. Действие статей 12-16 настоящего Закона распространяется на жертвы политических репрессий, которые были реабилитированы до принятия настоящего Закона.

Порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Признанные в установленном порядке виновными в преступлениях против правосудия работники органов ВЧК, ГПУ – ОГПУ, УНКВД – НКВД, МГБ, прокуратуры, судьи, члены комиссий, “особых совещаний”, “двоек”, “троек”, работники других органов, осуществлявших судебные полномочия, лица, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, несут уголовную ответственность на основании действующего уголовного законодательства. Сведения о лицах, признанных в установленном порядке виновными в фальсификации дел, применении незаконных методов расследования, преступлениях против правосудия, периодически публикуются органами печати.

Источник: https://femida.info/13/zo18o1991N1761Ip002.htm

Указ

Закон о реабилитации жертв политических репрессий 1991

https://ria.ru/20200813/1575623966.html

Указ “О восстановлении прав жертв политических репрессий 1920-1950-х гг”

Указ “О восстановлении прав жертв политических репрессий 1920-1950-х гг”

13 августа 1990 года президент СССР Михаил Горбачев подписал указ “О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х гг. “.

РИА Новости, 13.08.2020

2020-08-13T01:38

2020-08-13T01:38

2020-08-13T01:38

кпсс

ссср

справки

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/08/0b/1575624886_0:70:3430:1999_1920x0_80_0_0_1909e4adeaa2cfeb848de6989e9a7d34.jpg

13 августа 1990 года президент СССР Михаил Горбачев подписал указ “О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х гг. “.

В соответствии с указом, были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920-1950-х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.Настоящий указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы. Совету министров СССР поручалось внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим указом. В годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек. По данным статистики I спецотдела бывшего МВД СССР (ныне – МВД РФ), в период с 1 января 1921 года по 1 июля 1953 года по обвинениям в совершении контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлений было осуждено 4 060 306 человек, из них 799 455 – к высшей мере.В подтвержденной документами статистике особое место занимают два года (1937 и 1938), известные как годы Большого террора, когда наблюдался резкий взлет масштаба политических репрессий. За эти два года были осуждены по обвинениям политического характера 1 миллион 345 тысяч человек, или 35% от общего их числа за период 1918-1990 годов. К высшей мере за 1918-1990 годы были приговорены 828 тысяч человек, из них 682 тысячи (или свыше 82%) приходится на 1937 и 1938 годы.В повседневную жизнь советских людей вошло понятие “враг народа”. По решению Политбюро от 5 июля 1937 года, жен “врагов народа” заключали в лагеря на срок не менее 5 лет.

Детей “врагов народа” либо отправляли в лагеря-колонии НКВД, либо водворяли в детские дома особого режима.”Чистке” подверглись все слои населения: партийные и советские работники, научная и творческая интеллигенция. Перед Великой Отечественной войной (1941-1945) из рядов армии было “вычищено” 45% командного состава.

После войны в лагеря попали тысячи репатриированных граждан и военных, прошедших вражеский плен. Не избежали карательных санкций и представители рабочего класса и крестьянства. Было практически ликвидировано казачество. Подверглись преследованиям представители абсолютно всех религиозных конфессий. От террора пострадали все народы страны.

Более 2,6 миллиона человек было репрессировано по национальному признаку. Основным объектом репрессивной политики режима в 1960-1980-е годы было диссидентство (инакомыслие). За период с 1967 года по 1971 год органами КГБ было “выявлено” более трех тысяч группировок “политически вредного характера”.

Точных данных о числе жертв массовых политических репрессий, пик которых пришелся на 1930-е годы, нет до сих пор. По данным общества “Мемориал”, речь идет как минимум о 12 миллионах человек, по оценкам Музея истории ГУЛАГа – о 20 миллионах, свыше миллиона человек были расстреляны. Процесс реабилитации жертв политических репрессий начался с доклада первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева “О культе личности и его последствиях” на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года. В середине 1960-х годов эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов. В 1989 году началась массовая реабилитация.

Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты (лесное урочище на северо-восточной границе Минска, Белоруссия), Левашово (Ленинградская область), Бутово (Москва), Коммунарка (Москва). Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.

13 августа 1990 года был подписан указ президента СССР “О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х годов”. 18 октября 1991 года был принят закон РСФСР “О реабилитации жертв политических репрессий”. В 1992 году была создана Комиссия при президенте по реабилитации жертв политических репрессий.

14 марта 1996 года вышел указ президента РФ “О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий”. 30 октября 1991 года в России впервые отмечался День памяти жертв политических репрессий в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ссср

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/08/0b/1575624886_699:0:3430:2048_1920x0_80_0_0_1249adbbe517a14bc268e8765defc7d4.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

кпсс, ссср, справки

13 августа 1990 года президент СССР Михаил Горбачев подписал указ “О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х гг. “.

В соответствии с указом, были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920-1950-х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.

Настоящий указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы.

Совету министров СССР поручалось внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим указом.

В годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек.

По данным статистики I спецотдела бывшего МВД СССР (ныне – МВД РФ), в период с 1 января 1921 года по 1 июля 1953 года по обвинениям в совершении контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлений было осуждено 4 060 306 человек, из них 799 455 – к высшей мере.

В подтвержденной документами статистике особое место занимают два года (1937 и 1938), известные как годы Большого террора, когда наблюдался резкий взлет масштаба политических репрессий. За эти два года были осуждены по обвинениям политического характера 1 миллион 345 тысяч человек, или 35% от общего их числа за период 1918-1990 годов.

К высшей мере за 1918-1990 годы были приговорены 828 тысяч человек, из них 682 тысячи (или свыше 82%) приходится на 1937 и 1938 годы.В повседневную жизнь советских людей вошло понятие “враг народа”. По решению Политбюро от 5 июля 1937 года, жен “врагов народа” заключали в лагеря на срок не менее 5 лет.

Детей “врагов народа” либо отправляли в лагеря-колонии НКВД, либо водворяли в детские дома особого режима.”Чистке” подверглись все слои населения: партийные и советские работники, научная и творческая интеллигенция. Перед Великой Отечественной войной (1941-1945) из рядов армии было “вычищено” 45% командного состава.

После войны в лагеря попали тысячи репатриированных граждан и военных, прошедших вражеский плен. Не избежали карательных санкций и представители рабочего класса и крестьянства. Было практически ликвидировано казачество. Подверглись преследованиям представители абсолютно всех религиозных конфессий. От террора пострадали все народы страны.

Более 2,6 миллиона человек было репрессировано по национальному признаку. Основным объектом репрессивной политики режима в 1960-1980-е годы было диссидентство (инакомыслие). За период с 1967 года по 1971 год органами КГБ было “выявлено” более трех тысяч группировок “политически вредного характера”.

Точных данных о числе жертв массовых политических репрессий, пик которых пришелся на 1930-е годы, нет до сих пор. По данным общества “Мемориал”, речь идет как минимум о 12 миллионах человек, по оценкам Музея истории ГУЛАГа – о 20 миллионах, свыше миллиона человек были расстреляны.

Процесс реабилитации жертв политических репрессий начался с доклада первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева “О культе личности и его последствиях” на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года. В середине 1960-х годов эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов. В 1989 году началась массовая реабилитация.

Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты (лесное урочище на северо-восточной границе Минска, Белоруссия), Левашово (Ленинградская область), Бутово (Москва), Коммунарка (Москва). Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.

13 августа 1990 года был подписан указ президента СССР “О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х годов”. 18 октября 1991 года был принят закон РСФСР “О реабилитации жертв политических репрессий”. В 1992 году была создана Комиссия при президенте по реабилитации жертв политических репрессий.

14 марта 1996 года вышел указ президента РФ “О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий”. 30 октября 1991 года в России впервые отмечался День памяти жертв политических репрессий в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20200813/1575623966.html

Спч подготовил изменения в закон о реабилитации жертв политрепрессий

Закон о реабилитации жертв политических репрессий 1991

Глава президентского совета Михаил Федотов рассказал о реализации концепции госполитики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, принятой недавно правительством, а также о предстоящей осенью традиционной встрече с президентом РФ, на которой планируется эту тему обсудить

Москва. 20 августа. ИНТЕРФАКС – Глава президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов рассчитывает на скорое принятие изменений в федеральный закон о реабилитации жертв политических репрессий.

“Мы подготовили проект федерального закона “О внесении изменений в закон о реабилитации жертв политических репрессий” и ряд других законодательных актов. Сейчас он прошел практически все согласования и застрял на согласовании с министерством финансов. Но я думаю, что мы преодолеем и эту преграду”, – сказал М.Федотов на пресс-конференции в центральном офисе “Интерфакса”.

Он напомнил, что в России принята концепция государственной политики по увековечиванию памяти жертв политических репрессий.

“Сегодня этот документ утвержден правительством. Если уж мы добились того, что утверждена концепция госполитики в этой сфере, то я убежден, что мы добьемся и принятия соответствующего федерального закона. Это процесс, это поэтапная работа, системная, спокойная, не терпящая никаких истерик, это работа, которую совет делает и будет продолжать делать”, – сказал он.

М.Федотов пояснил, что проект федерального закона предполагает изменения в трех законах.

“Во-первых, закон о реабилитации жертв политических репрессий дополняется специальной статьей о формах увековечивания памяти жертв политических репрессий. На сегодняшний день в этом законе говорится только про реабилитацию, и ничего не говорится про увековечивание”, – заявил он.

Кроме того, предполагается внесение изменений в закон о некоммерческих организациях.

“Вносятся изменения в закон об НКО в части расширения перечня видов деятельности, которые относятся к деятельности социально ориентированных НКО. Туда, помимо других видов деятельности, включается и деятельность по увековечиванию памяти жертв политических репрессий”, – сказал М.Федотов.

Кроме того, предполагаются и поправки в закон о погребении и похоронном деле.

“Эта поправка касается мемориальных кладбищ, мемориализации вновь обнаруженных захоронений, определенные обязанности возлагаются на органы местного самоуправления, и так далее”, – отметил глава СПЧ.

По его словам, “Минфин традиционно считает, что этот закон принимать не надо, поскольку он предполагает дополнительные бюджетные ассигнования, дополнительную нагрузку на бюджет”.

“Мы же считаем, что никакой дополнительной нагрузки на бюджет не потребуется, потому что если, например, на грантовую поддержку НКО выделяются 4,5 млрд рублей, то от того, что появляется еще один вид социально ориентированной деятельности, эта сумма не увеличится и не уменьшится”, – заключил М.Федотов.

Что касается места для памятника жервам репрессий, то, по словам главы СПЧ, оно уже определено. “Это пересечение Садового кольца и проспекта академика Сахарова. Место хорошее, там сейчас просто автостоянка, и проекты, которые были представлены на конкурс, они учитывают окружающую архитектурную среду “, – сказал М.Федотов.

Он сообщил, что высота памятника, предположительно, будет минимум шесть метров.

“Памятник предполагается, что будет все-таки надземным, а не подземным, хотя довольно много было проектов со всякими подземными вариациями. Высота его будет минимум шесть метров, может быть, выше. Он будет хорошо виден, это будет большой и видимый издалека памятник, который, я надеюсь, станет одной из достопримечательностей нашего города”, – сказал М.Федотов.

Он уточнил, что окончательный вариант памятника будет выбран 30 октября.

М.Федотов также сообщил, что в президентском Совете по правам человека готовятся к встрече с главой государства.

“Мы надеемся, что встреча состоится в сентябре-октябре. Это будет традиционная встреча президента с советом”, – сказал “Интерфаксу” в рамках пресс-конференции глава СПЧ.

По его словам, к встрече члены СПЧ готовят доклады по основным направлениям работы, которая была проделана СПЧ в течение года.

“Это здравоохранение, НКО, транспорт, увековечение памяти жертв политических репрессий и другие вопросы”, – сказал М.Федотов.

Он также прокомментировал инициативу о переименовании станции метро “Войковская”.

“Идея переименовать станцию метро “Войковская”, по-моему, абсолютно правильная. И важно то, что это должно решаться людьми, живущими там”, – заявил М.Федотов.

Он пояснил, что сознание многих людей не связывает название станции “Войковская” с какими-либо историческими событиями.

“Для очень многих людей имя Войкова и вообще название “Войковская” не имеет вообще никакого символического смысла, не связана вообще ни с каким конкретным лицом”, – сказал М.Федотов.

“Но если люди считают, что нужно переименовать, значит, нужно переименовать, тем более, что кто такой Петр Войков, мы с вами знаем”, – сказал М.Федотов.

При этом глава президентского совета высказался против введения запрета на советскую символику в России.

“Что касается запрета советской символики, это наша история, зачем ее запрещать, запретный плод всегда сладок, как известно. Поэтому это, я думаю, излишне”, – заявил М.Федотов.

Кроме того, он предложил сделать из Мавзолея на Красной площади филиал Исторического музея.

“Мы давно уже предлагали вариант сделать его филиалом Исторического музея, где есть свои экспонаты. Посетители смогут ознакомиться с устройством Мавзолея, технологией, которая там реализована, его историей”, – сказал глава СПЧ.

Отвечая на вопрос о возможном захоронении тела Ленина, М.Федотов сказал, что “такой вопрос мы не ставили”.

Со своей стороны член СПЧ, культуролог Даниил Дондурей в связи с инцидентом на выставке в “Манеже” заявил об отсутствии определенной оценки случившегося со стороны государства. По его словам, это может привести к сокращению международного музейного сотрудничества.

“Один из основных элементов всей этой истории – это отсутствие явной позиции государственных ведомств, в частности, министерства культуры, и православной церкви”, – сказал Д.Дондурей на пресс-конференции в “Интерфаксе”.

“Огромная международная выставочная деятельность – это гигантские многомиллионные страховки. И в ситуации с тем, что произошло в Манеже, они будут увеличиваться в десятки раз. Многие коллекционеры не будут отдавать свои шедевры в Россию”, – отметил он.

По мнению культуролога, “будет уменьшаться количество взаимодействий, международного сотрудничества, а оно у музеев самое большое – огромное количество российских выставок по всему миру”.

Д.Дондурей поставил в пример музейное сообщество, которое активно отреагировало на инцидент.

“Государство не продемонстрировало волю к тому, чтобы защитить собственное национальное сокровище”, – считает он.

В свою очередь научный руководитель Высшей школы экономики, член Совета по правам человека Евгений Ясин заявил на пресс-конференции, что предприниматель Дмитрий Зимин не собирается возобновлять деятельность фонда “Династия”.

“У Дмитрия Борисовича нет планов возобновлять деятельность “Династии”, – сказал Е.Ясин.

Он затруднился прогнозировать дальнейшие планы Дмитрия Зимина относительно благотворительной деятельности.

“Какие планы дальше в его благотворительной помощи нашей науки и так далее, мне трудно сказать. Я думаю, что он сам еще окончательно не решил, поскольку это довольно трудная работа, особенно после того, что он считает оскорблением в части оценки того, что он делал”, – отметил Е.Ясин.

Минюст РФ 25 мая в соответствии с федеральным законом “О некоммерческих организациях” внес фонд “Династия” в реестр НКО – иностранных агентов. К иноагентам регулятор также причислил фонд “Либеральная миссия”, одним из основных спонсоров которого была “Династия”.

Д.Зимин сообщил тогда, что намерен прекратить финансирование фонда из-за того, что он был включен в реестр НКО – иностранных агентов.

Что касается фонда “Либеральная миссия”, то, как сообщил Е.Ясин, фонд вернул деньги, которые суд расценил как иностранное финансирование.

“Во-первых, мы вернули деньги, которые суд посчитал иностранными, это значит, деньги за этот год. И мы надеемся в условиях ликвидации этой записи дальше судиться (для продолжения деятельности фонда. – ИФ). И надеемся, что сохраним этот фонд”, – сказал Е.Ясин.

Он добавил, что фонд “никогда не играл роль политического (иноагента)”. “Я был очень поражен”, – признался Е.Ясин.

Источник: https://www.interfax.ru/presscenter/461563

Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1

Закон о реабилитации жертв политических репрессий 1991

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Верховный Совет РСФСР выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.

Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами.

Настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется:

на граждан Российской Федерации, граждан государств – бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7ноября) 1917 года;

на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);

на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР.

Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.

(Статья в редакции, введенной в действие с 6 января 1993 года Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 года № 4185-1, – см. предыдущую редакцию.)

Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были:

а) осуждены за государственные и иные преступления;

б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ – ОГПУ, УНКВД – НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции;

в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод;

г) помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение.

Не подлежат реабилитации лица, перечисленные в статье 3 настоящего Закона, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:

а) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода военнослужащего на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;

б) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;

в) организация бандформирований и участие в совершении ими убийств, грабежей и других насильственных действий;

г) военные преступления и преступления против правосудия.

Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за:

а) антисоветскую агитацию и пропаганду;

б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй;

в) нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви;

г) посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов,

то есть по статьям 70 (в редакции, действовавшей до Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1990 года), 190.1, 142 и 227 Уголовного кодекса РСФСР и аналогичным нормам ранее действовавшего законодательства.

5365754054536595366053661

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/1043/release_id/9416/sec_id/39659/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.