Закон о депутатах муниципального образования

Содержание

Сам ты мундеп! Семь вопросов о муниципальных депутатах, ответы на которые должен знать каждый избиратель

Закон о депутатах муниципального образования

Наталия Шавшукова. Фото activatica.org

Выборы в Мосгордуму в этом году показали, что в нашей стране сложно стать не только депутатом, но даже кандидатом в депутаты.

Они же стали поводом для дискуссии: можно ли в современной России оставаться аполитичным? Ведь депутаты есть не только в Москве, но и в каждом поселке, деревне, райцентре и городе.

Чем они вообще там занимаются и на что могут повлиять? Отвечает соучредитель Школы местного самоуправления Наталия Шавшукова.

Кто такой муниципальный депутат — мундеп? Нужно ли быть в партии, чтобы выдвигаться на выборы? Есть ли ограничения по возрасту кандидатов?

Муниципальный депутат — это очень растяжимое понятие. К муниципальным депутатам относятся депутаты разного уровня, которые избираются в округах разных размеров.

Например, где-нибудь в Сибири есть округа, где живет по 100 человек или даже по 50. Вот в таких избирается один депутат. Ему, для того чтобы победить, нужно набрать, скажем, 15 .

А есть большие округа в городах-миллионниках, где одномандатный округ может доходить до 50 тысяч человек. Всё это тоже муниципальный депутат.

Для того чтобы избраться муниципальным депутатом, не обязательно быть членом партии. Более того, партия может выдвинуть человека беспартийного. Но можно выдвигаться и самому — это самовыдвижение. Конечно, потребуется сбор подписей, но часто для этого нужно не больше 10 подписей, например, чтобы стать муниципальным депутатом в какой-нибудь деревне.

Ограничение по возрасту только одно: кандидат должен быть старше 18 лет. Им может стать активный человек, закончивший уже школу, который понял, что он хочет что-то изменить у себя в городе, в посёлке, и выбраться депутатом.

Правда, что у муниципальных депутатов почти нет полномочий? Зачем идти в мундепы, если они ничего не решают?

Здесь тоже всё зависит от региона и характера местности, от местных уставов. У нас в стране так устроено: чем больше денег у муниципалитета, тем меньше полномочий у депутатов.

Пока это происходит в Москве и Петербурге — в городах федерального значения есть особый статус местного самоуправления. Поэтому, когда мы говорим, что у депутатов в Москве нет полномочий, это правда.

У них очень мало полномочий — у них всё забрала мэрия, а в Москве мэрия — это региональная власть.

Но если речь идёт о небольшой деревне, то там полномочия как раз есть — там денег нет. Это уже другая проблема.

У них есть полномочия по ремонту дорог, по предоставлению жилья малоимущим, по обеспечению газо- и водоснабжения и всего на свете в пределах этого населенного пункта. Но денег нет.

И депутаты вынуждены торговаться с региональными центрами и участвовать в федеральной программе, чтобы хоть что-то выбить для своих поселений.

Тут муниципальному депутату требуется быть и переговорщиком, и лоббистом. Но прежде всего радеть за интересы жителей, а не за собственный кошелек. Бывает так, что даже в маленьких поселениях депутаты вместе с администрацией умудряются воровать деньги.

Вот сядут они где-нибудь в закрытом помещении делить бюджет и разделят. Допустим, в Московской области на культуру так выделили деньги, что один снеговик стоит три миллиона рублей.

А потом все ходят и удивляются: как это снеговик за три миллиона рублей? Вот это воровство, конечно, нужно предотвращать, это и должны делать муниципальные депутаты.

В Москве, вообще-то говоря, у депутатов есть контрольные функции. Они могут подписывать или не подписывать акты о капремонте: это тоже очень важно, потому что на это в Москве уходят большие деньги. Депутаты могут проконтролировать работу коммунальных служб, они могут вносить предложения в Мосгордуму, могут инициировать законопроекты — там есть полномочия, просто их нужно использовать.

Перечислите с примерами, что хорошего муниципальные депутаты смогли сделать для жителей своих территорий?

Если говорить о Москве, то там работа депутатов во многом сводится к контролю: к контролю за расходами бюджета, за качеством работы при благоустройстве, за капремонтом. Вот, допустим, избрался оппозиционный глава в одном из советов Москвы, и ему принесли подписывать акты капремонта. Он говорит: «Вы мне сначала покажите, что там есть, чего там нет».

Они пошли смотреть, и обнаружилось, что в большом доме нет громоотвода. И это могло привести к потенциально очень опасной ситуации: жители могли пострадать, техника бытовая могла пострадать, убить кого-то могло. И депутат настоял на том, чтобы сделали громоотвод, и только после этого он подпишет бумаги. На него давили, говорили: «Ну подпиши, а мы потом сделаем».

А он: «Нет, подпишу только когда сделаете».

И очень много таких случаев бывает. Сейчас депутат в Москве — это такой смешной человек, который лазит по подвалам и смотрит, как там утеплили трубы. Там такие вот бытовые вопросы решают депутаты, и, как я посмотрю, жители довольны.

Что касается муниципалитетов, где независимые кандидаты взяли большинство и где есть полномочия, как, допустим, в Ейске, там говорить ещё рано, потому что они только избрались. Но и там есть полномочия: по генплану, по бюджету, есть возможность выделить деньги туда и ещё куда-то, есть возможность сделать привлекательный туристический город.

Но здесь другой вопрос — денег-то там мало, и им придётся торговаться с региональными центрами и федералами. А у нас деньги распределяются в зависимости от лояльности, поэтому оппозиционные депутаты иногда попадают в ловушку. Они вроде как избирались, у них вроде как полномочия есть, а деньги приходится выторговывать.

Им говорят: «А вы оппозиционный, из программы «Единой России» мы вам не дадим».

У нас был такой случай несколько лет назад. Был оппозиционный депутат в городе Костроме, и перед тем как ему переизбираться, во всём городе сделали внутридворовые проезды. А в его округе не сделали.

Он спрашивает: «А почему?» «А это, — говорят, — дороги «Единой России», а ты не из «Единой России». Мы тебе не дадим».

Но он, естественно, отстоял, доказал, что это не программа «Дороги «Единой России», а вообще-то бюджетная программа, и деньги должны выделять всем.

Многих волнуют зарплаты депутатов. Известно, что в Госдуме депутаты зарабатывают много. А у муниципальных депутатов какие зарплаты и есть ли они вообще?

Муниципальные депутаты не получают зарплату. Более того, у нас даже не все региональные депутаты получают зарплату. Вот в Мосгордуму выбрались кандидаты от оппозиции, они не получают зарплату, потому что они не получили должностей. У них там округа по 150 тысяч человек, и зарплату они не получают.

То же самое, кстати, во многих других регионах: там люди получают компенсацию на проезд. Насколько я знаю, в Пензенской области региональный депутат получает 5000 рублей — это его компенсация на проезд в месяц. В Москве муниципальные депутаты получают порядка 20 тысяч рублей компенсации.

А во многих местах люди вообще ничего не получают: они тратят свои деньги, ездят по округу, разбивают подвеску, тратят время, ругаются со своими работодателями, потому что людям нужно время, чтобы заниматься депутатской работой.

Да, есть такая проблема: люди не получают денег, и те, кто зависит от какого-то постоянного источника доходов, часто просто отказываются от идеи стать депутатами.

Но Россия подписала Европейскую хартию местного самоуправления ещё в 1998 году, где сказано, что работа, которая связана с обеспечением местных нужд, должна оплачиваться; туда должны привлекаться квалифицированные кадры и в соответствии с их квалификацией оплачиваться.

А у нас как получается: даже администрации поселений не могут привлечь квалифицированные кадры, потому что люди просто туда не идут. Председатель муниципального собрания получает относительно небольшую зарплату даже по региональным меркам. При этом у него должно быть два заместителя: один по экономике, другой по хозяйству.

Зам по экономике должен иметь экономическое образование, зам по хозяйству — инженерное образование. Но где же они возьмут людей, которые квалифицированно разбираются в этих вопросах, на зарплату в 15-25 тысяч рублей? Естественно, не найдут; естественно, возникает коррупция.

Там нужно быть либо святым, либо таким, знаете, упёртым оппозиционером, который имеет какой-то дополнительный источник доходов — как это в Москве происходит.

И вот мы имеем что имеем. Люди, которые голосуют за деньги. Люди, которые продаются застройщикам: я знаю, что в нескольких муниципалитетах в Московской области люди получали зарплату от застройщиков, которые хотели приобрести землю под многоэтажное строительство. А депутат, соответственно, им в этом помогал. Это было.

У нас же, по большей части, депутатский корпус в малых городах и поселениях — это люди зависимые. Попросили, например, учительницу математики в школе выбраться: «Марьиванна, ну сделай, ну надо — выборы пришли». Очень часто человек вообще один выдвигается, ать можно «за» или «против».

То есть у нас в стране есть безальтернативные выборы: человека выбирают 40 голосами из деревни в 500 человек, и человек сидит пять лет, не знает, что ему делать. Только руку поднимает: прислали какие-нибудь документы, нужно проать. У людей иногда даже не возникают вопросы: «Где приложение к этому документу? Принимаем изменения к бюджету, а вы покажите, чем они обоснованы».

Никто этих вопросов не задаёт. Они пришли, лапки подняли и пошли домой — суп варить. Абсолютно незаинтересованные люди.

А закон в Госдуму мундепы могут внести?

Местные депутаты могут издавать муниципальные правовые акты, но они не носят статус законов. Региональные депутаты уже имеют право принимать региональные законы. Местные депутаты могут вносить на рассмотрение региональных парламентов региональные законы. У них есть право законодательной инициативы.

В каком-то местном совете люди приняли, допустим, закон об ограничении высотности заборов. И вот они выносят его на региональный совет в региональный парламент. Региональный парламент может отклонить или принять. Региональный парламент, в свою очередь, может внести законопроект в Госдуму.

У нас некоторые скандальные законопроекты, кстати, выносятся региональным парламентом, чтобы не пятнать индивидуальную репутацию ГД.

Но местный совет не может напрямую внести предложение в Госдуму. Хотя есть вопросы, которые напрямую касаются местного самоуправления, но принимаются Госдумой. Например, изменения 131-го федерального закона о местном самоуправлении, который напрямую касается муниципалитета. Но муниципалитет, к сожалению, на это повлиять не может.

Зачем становиться кандидатом в депутаты, если не допускают к выборам, да ещё и могут посадить?

Нет, ну почему же не допускают? На самом деле практика показывает, что большая часть людей, которые хотят избраться, избираются и в Москве, и в Петербурге. Вот в Москве в 2012 году избиралось очень много независимых кандидатов. И до этого, ещё при Лужкове, избирались, и в 2017 году, помню, был большой приток новых кандидатов в депутаты.

Были отдельные случаи, когда депутатов избивали, когда были жуткие фальсификации, когда кандидатов, которые хотели подать документы, пробовали физически не пускать в здание избиркома. Но это было всего несколько избирательных комиссий. Да, они получили большую огласку, но это не массовые случаи.

А в регионах, я знаю, люди избираются. Даже в Кущёвке председатель местного «Яблока» стал депутатом. Или город Славянск-на-Кубани: парень из оппозиции, сторонник Навального, стал депутатом — он вообще один был такой на либеральной позиции.

Вы замечали, чтобы после московских событий люди стали больше бояться, опасаться за себя?

Я бы не сказала, что после московских событий люди стали опасаться. Наоборот, виден интерес к выборам: люди уже думают про 2021 год. К нам идут запросы из разных регионов.

Они говорят: «Мы формируем команду на 2020 год, на 2021 год». Особенно там, где люди выбирались уже, и у них уже есть муниципальные депутаты.

Они говорят: «Мы пойдём дальше в районы, в законодательное собрание, в Госдуму».

Могу сказать, что мы сейчас работаем на пределе возможностей, потому что удовлетворить все запросы мы не можем. Но мы стараемся находить сложные регионы, в которых не было ещё наших семинаров и нет независимых депутатов, как, например, в Саратове. Для нас это новый регион, и мы попробуем там что-нибудь изменить.

С 8 по 10 ноября в Саратове пройдет обучающий семинар Школы местного самоуправления для будущих кандидатов в депутаты. Для участия в программе нужно пройти регистрацию. А 9 ноября для слушателей ШМС и для заинтересованных жителей Саратова архитектор и урбанист Ярослав Ковальчук прочитает лекцию на тему: «Каким должен быть современный город. Урбанистика здорового человека».

Источник: https://fn-volga.ru/news/view/id/133927

Понятие и правовой статус депутата представительного органа муниципального образования. Гарантии депутатской деятельности

Закон о депутатах муниципального образования

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 2) записано, что депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Исходя из этого депутатами надо считать как лиц, избранных населением (избирателями) соответствующего муниципального образования в представительный орган на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании, так и лиц, ставших членами представительного органа муниципального района, сформированного из глав муниципальных образований поселений и делегированных в этот орган депутатов представительных органов поселений.

Положение Закона можно считать спорным в отношении второй категории лиц.

Сейчас в науке конституционного и муниципального права распространено толкование, по которому депутатом считается только лицо, избранное непосредственно населением.

Кстати, на других уровнях представительных органов власти такой подход находит и нормативно-правовое отражение: например, лица, избранные в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, именуются депутатами Государственной Думы, а лица, направленные в Совет Федерации законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов РФ, – членами Совета Федерации.

Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (статья 40 Закона).

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий и (или) порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам местного самоуправления, избранным после вступления в силу соответствующего решения.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – 1 депутат.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

  1. заниматься предпринимательской деятельностью;
  2. состоять членом управления коммерческой организации, если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  3. заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  4. входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами.

Гарантии депутатской деятельности

Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при ании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

    • смерти;
    • отставки по собственному желанию;
    • признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    • признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    • вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    • выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    • прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
    • отзыва избирателями;
    • досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
    • призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
    • в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-pravovoy-status-deputata-predstavitelnogo-organa-munitsipalnogo-obrazovaniya-garantii-deputatskoy-deyatelnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.