Закон о бесплатном проезде в общественном транспорте

Содержание

Бесплатный проезд для подмосковных льготников: категории граждан и виды транспорта

Закон о бесплатном проезде в общественном транспорте

Власти Подмосковья договорились с властями Москвы о бесплатном проезде на общественном транспорте для льготников в 2018-2020 годах.

На основании подписанного соглашения правительство Москвы обеспечивает бесплатный проезд отдельным категориям жителей Подмосковья, а правительство Московской области – москвичам, имеющим право на льготы. С 21 ноября 2019 года список льготников расширен в связи с открытием МЦД.

О том, каким жителям Подмосковья положен льготный проезд по новым условиям и на каких видах транспорта, читайте в материале портала mosreg.ru.

Как льготникам Подмосковья бесплатно ездить на МЦД, МЦК и метро>>

В автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, на МЦК, монорельсе

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Бесплатно ездить в автобусе, трамвае, троллейбусе, метро, на МЦК и монорельсе могут жители Московской области, относящиеся к следующим категориям федеральных льготников:

– инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;

– участники Великой Отечественной войны;

– лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и на других объектах;

– награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

– ветераны боевых действий, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года;

– члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

– бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;

– инвалиды 1–3 группы инвалидности;

– дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;

– граждане, пострадавшие от воздействия радиации, имевшие право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования до 1 января 2005 года.

Также бесплатный проезд в данных видах транспорта предусмотрен для льготников Московской области:

– лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;

– реабилитированных лиц;

– лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

– родителей детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

– детей, получающих пенсию по потере кормильца;

– лиц, сопровождающих инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

– детей из многодетных семей;

– почетных доноров СССР и России;

– одного из родителей многодетной семьи, в составе которой есть ребенок, не достигший 7 лет;

– законного представителя ребенка, не достигшего возраста 7 лет, из многодетной семьи;

– лиц старше 60 лет.

Скорость, комфорт и экономия: что дадут МЦД Подмосковью>>

Дополнительно в метро, на МЦК, монорельсе

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области, Константин Семенец

С 21 ноября 2019 года бесплатный проезд в метро, на МЦК и монорельсе предоставлен для следующих льготников Московской области:

– пенсионеров, не достигших 60 лет;

– одного опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя;

– одного из родителей инвалида с детства;

– лиц предпенсионного возраста (старше 55 лет – для женщин; старше 60 лет – для мужчин).

Развитие ГЧП в Подмосковье: как бизнес помогает реализовать социальные проекты>>

В электричках и на МЦД

Источник: РИАМО, Николай Корешков

Право на бесплатный проезд на пригородных электричках, включая МЦД, имеют:

– лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ;

– реабилитированные лица;

– лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;

– родители детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

– дети, получающие пенсию по потере кормильца;

– лица, сопровождающие инвалидов, имеющих I группу инвалидности, или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

– дети из многодетных семей;

– почетные доноры СССР и России;

– один из родителей многодетной семьи;

– законный представитель ребенка из многодетной семьи;

– один из родителей инвалида с детства;

– пенсионеры и предпенсионеры;

– один опекун (попечитель), приемный родитель, патронатный воспитатель;

– ветераны труда, ветераны военной службы.

С 21 ноября 2019 года в электричках и на МЦД могут бесплатно ездить все дети младше семи лет, проживающие в Московской области.

Какие тарифы действуют на МЦД. Инфографика>>

Документы для бесплатного проезда

Источник: Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

Бесплатный проезд осуществляется по социальной карте жителя Московской области. Билеты на электрички для детей младше семи лет выдают в кассах РЖД при предъявлении справки из управления соцзащиты.

Что такое Московские центральные диаметры. Инфографика>>

Бесплатный проезд для ветеранов, не проживающих в Подмосковье

Ветераны, не имеющие постоянной регистрации в Московской области, с 23 апреля 2020 года могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Подмосковья. Для проезда достаточно предъявить удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

Как жителям Подмосковья найти информацию о воевавших родственниках>>

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/besplatnyi-proezd-v-moskve-dlya-podmoskovnykh-lgotnikov-kategorii-grazhdan-i-vidy-transporta

Минтранс предложил готовиться к бесплатному транспорту и платным дорогам :: Общество :: РБК

Закон о бесплатном проезде в общественном транспорте

Внедрение механизма «пользователь платит» поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением, указано в документе.

«В том числе [механизм нужен] для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах», — говорится в проекте стратегии.

На территориях населенных пунктов Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты), а в районах массовой застройки активно развивать внеуличный транспорт (метро и легкий рельсовый транспорт).

Но пока общественный транспорт пользуется меньшей популярностью у жителей России, чем личный, констатировал сам Минтранс в докладе о реализации действующей транспортной стратегии (была принята в 2013 году).

Как указывало министерство, в 2019 году продолжилась тенденция оттока пассажиров с общественного транспорта, «несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси».

Причина — «кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны», что позволяло использовать личные автомобили как для деловых поездок, так и для туризма.

При этом абсолютно другая ситуация была в Москве: «удобный общественный транспорт, парковочная политика» и другие факторы, по данным министерства, позволили вернуть часть пассажиров в городскую транспортную систему. Как итог, в частности, в Москве был зафиксирован двукратный рост популярности каршеринга — общее число перевезенных пассажиров в этом секторе превысило 47 млн человек.

Предыдущую версию новой транспортной стратегии Минтранс направил в правительство еще в конце марта 2020 года, но тогда ее отправили на доработку. Уже в этой версии стратегии содержался принцип «пользователь платит», отмечает представитель ведомства.

Проект транспортной стратегии был доработан на площадке правительства, при этом положения о внедрении механизма «пользователь платит» и возможности перехода к бесплатному пользованию транспортом общего пользования в городских агломерациях в проекте сохранились, добавил он.

По словам источника, близкого к правительству, финальная версия доработанного варианта стратегии будет внесена в правительство в феврале 2021 года.

Как выглядит транспортная система России и какой она должна стать

По данным Росстата, на конец 2019 года протяженность дорог общего пользования в России составляла 1,54 млн км, ж/д путей общего пользования — 87 тыс. км, трамвайных путей и троллейбусных линий — 2,4 тыс. и 5,1 тыс. км соответственно, метро — 0,6 тыс. км.

На 100 тыс. жителей в среднем приходилось 114 эксплуатационных автобусов (больше всего автобусов в Северо-Кавказском федеральном округе — 146), а личных автомобилей — 315,5 штуки на каждую тысячу жителей страны.

Согласно проекту стратегии, транспортная подвижность населения на общественном транспорте (пассажиро-километры на одного человека в год) должна увеличиться с 4,05 тыс. км по итогам 2018 года до 6 тыс. км в 2035-м.

Полностью через 15 лет должны исчезнуть аварийно-опасные места на дорогах, в которых происходят основные ДТП, а также должен быть достигнут нулевой уровень смертности в таких происшествиях. Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться до 6%.

Минтранс предлагал вводить плату за проезд по дорогам общего пользования, включая въезд в города, для ограничения движения транспорта еще несколько лет назад. Эту идею тогда поддержал мэр Москвы Сергей Собянин, а Госдума рассматривала соответствующий законопроект в 2016 году.

Но эта инициатива вызвала волну критики не только населения, но и депутатов. В правовом управлении Госдумы предупреждали, что местные власти получат «неопределенные по объему» полномочия. Сама же идея, по их словам, противоречит российскому законодательству, требующему наличие альтернативного бесплатного проезда.

В результате этот законопроект так и не был принят.

Но в прошлом году, в августе, вступил в силу закон, разрешающий строить дороги без альтернативных путей объезда. Он касается трасс в районах Крайнего Севера, а деньги за проезд разрешается взимать только с владельцев грузового автотранспорта. Цель инициативы — привлечь частные инвестиции в дорожное строительство на территориях региона.

Первый платный участок дороги появился в России весной 1999 года — деньги за проезд стали брать на 20-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области в обход села Хлевное. Как отмечал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, к концу 2019 года общая протяженность платных участков дороги по всей России должна была составить почти 1,5 тыс. км.

Насколько реальна идея с бесплатным транспортом

В мировой практике встречается и бесплатный проезд в общественном транспорте (в 2018 году ввела Эстония, в феврале 2020 года — Люксембург), и механизм «пользователь платит» (например, в Лондоне платный въезд в центральную часть города).

Но гендиректор «ВТБ-лизинга» Дмитрий Ивантер считает сомнительным с экономической точки зрения введение бесплатного проезда в общественном транспорте в России. «Общественный транспорт — это государственная услуга, и она имеет свою себестоимость.

Средства, получаемые от продажи билетов, и сегодня не окупают всю ее стоимость, и транспорт субсидируется за счет бюджетов Федерации», — указывает он.

Если сделать общественный транспорт бесплатным, основная нагрузка ляжет на бюджеты и будет распределена среди всех налогоплательщиков поровну, добавляет эксперт.

Такое нововведение возможно только в некоторых городах-миллионниках с развитой транспортной отраслью — в Москве и Санкт-Петербурге, уверен руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

С помощью механизма «пользователь платит» и пересадки пассажиров на общественный транспорт Минтранс сможет решить проблему с доступом к городской инфраструктуре, а также улучшить экологическую ситуацию, считает он.

Кроме того, по словам Худалова, инициатива может получить широкую общественную поддержку из-за своей ярко выраженной социальной направленности.

Сам механизм «пользователь платит» уже возможен с точки зрения законодательства, говорит юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Но вводить плату за проезд местные власти не могут, поскольку закон предусматривает необходимость наличия альтернативных бесплатных дорог, также подчеркивает он.

«Обойти этот принцип можно только при условии, что плата за пользование дорожной сетью конкретного региона или всей страны будет взиматься в рамках уплаты дорожного налога или разового платежа в определенный срок или при въезде», — объясняет юрист.

Источник: https://www.rbc.ru/society/11/09/2020/5f58d4489a7947771a7c09e1

Право на бесплатный проезд для пенсионеров на общественном транспорте

Закон о бесплатном проезде в общественном транспорте

Законы РФ предусматривают некоторые льготы для граждан, достигших пенсионного возраста.

Одной из них является бесплатный проезд на общественном городском транспорте.

Однако далеко не все жители страны могут рассчитывать на полную компенсацию затрат на передвижение.

Кому положена поездка по закону?

Бесплатный и льготный проезд попадает под сферы влияния многих нормативных актов. К федеральным относятся:

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!

Однако полностью бесплатный проезд предоставляется лишь определенным лицам. Льготы положены практически всем пенсионерам, но подобный вопрос в основном регулируется нормативными актами регионов, устанавливающими собственные правила пользования общественным транспортом для пожилых лиц.

Кто имеет право на льготы?

Федеральное законодательство предоставляет право на безвозмездное пользование автобусами, троллейбусами, трамваями и метрополитеном далеко не всем.

Существует определенные категории пенсионеров, которым поездки возмещаются в полном размере. В их число входят:

  • ветераны ВОВ;
  • лица, получившие инвалидность;
  • участвовавшие в ликвидации аварии на ЧАЭС граждане;
  • герои труда, причем звание может быть получено как во времена СССР, так и в РФ;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • узники концлагерей;
  • работники тыла;
  • почетные доноры;
  • политически репрессированные лица, получившие реабилитацию.

На местном уровне могут устанавливаться и иные категории лиц, пользующиеся бесплатным проездом. Оплачиваются затраты в этом случае из регионального бюджета.

Пенсионеры

Все граждане пенсионного возраста в той или иной мере обладают правом пользоваться льготами при поездках на общественном транспорте. Для женщин пороговым значением выступает 55-летний рубеж, а для мужчин – 60. Однако для совершения бесплатных поездок одного лишь статуса «пенсионер» недостаточно. Нужно относиться к определенной категории лиц, список которых устанавливается законом.

Получить скидку на проезд возможно только при использовании муниципального транспорта. Частные маршрутные такси и автобусы имеют право требовать оплату даже с льготных категорий лиц. Билеты на поезда и электрички также оплачиваются в полной мере, если брать во внимание только положения федеральных законов.

В первую очередь наличие скидки зависит от региональных программ. В некоторых субъектах РФ предусмотрено бесплатное пользование общественным транспортом в черте города проживания для всех лиц пенсионного возраста. Можно встретить скидки на поезда и электрички в размере 50% и даже уменьшение стоимости перелета на 25% на некоторых рейсах.

Ветераны труда

Лица, которым присвоен статус ветеранов труда, могут рассчитывать на абсолютно бесплатное пользование общественным транспортом. Причем подобное правило действует даже при поездке в другой город: в любой точке страны плата за проезд на городском транспорте при предъявлении удостоверения не взимается.

Исключением являются лишь автобусы и иные средства передвижения, принадлежащие частным фирмам. Однако зачастую их владельцы в индивидуальном порядке формируют специальные скидочные предложения для подобной категории лиц.

К числу бесплатного для ветеранов труда транспорта относится и метро. А вот за междугороднюю поездку на ж/д или водном транспорте придется заплатить. Однако зачастую в дачный сезон проезд обходится на 50% дешевле. В некоторых регионах, например в Ленинградской области, в период с апреля по октябрь за поездку на дачу на электричке заплатить ветеранам нужно 10% от стоимости проезда.

Ветераны боевых действий

К подобной категории относятся лица, перечисленные в 1 пункте статьи 3 Закона «О ветеранах». Согласно нормативному акту, правом на безвозмездный проезд наделяются:

  • ряд лиц, принимавших участие в войне в Афганистане, в том числе водители, летчики и офицеры;
  • участники боевых операций с 1945 по 1957 год;
  • граждане, выполнявшие работы на территории Сирийской республики;
  • иные лица, принимавшие участие в боевых действиях на территории РФ или иных государств по представительству органов власти.

Чтобы воспользоваться правом, нужно подтвердить статус и получить специальное ветеранское удостоверение. Документ позволит пользоваться положенными льготами и ездить на общественном транспорте без оплаты. В список бесплатного попадают все виды городского наземного транспорта, а также метро.

Если во время боевых действий гражданином было получено ранение, список льгот расширяется.

Разрешается один раз за два года воспользоваться бесплатным проездом на железнодорожном, водном или воздушном транспорте межгородского или межрегионального маршрута следования, отправляясь на оздоровительный отдых или лечение. При этом билеты им предоставляются вне очереди. Для дальней поездки на безвозмездной основе нужно оформить специальный талон.

Существует также возможность совершать льготные поездки с компенсацией части стоимости билета. Однако число подобных путешествий ограниченно. Съездить за город 1 раз в год, оплатив 50% от стоимости билета.

Военнослужащие и МВД

Статус военнослужащего в отставке или пенсионера МВД, не имеющего звания ветерана труда или боевых действий, не дает право на пользование транспортом на безвозмездных основаниях. На федеральном уровне подобная льгота не предусмотрена, хотя в некоторых регионах подобным лицам скидки предоставляются.

Единственным исключением является поездка до места лечения в оздоровительном санатории. Обычно проезд уже включен в стоимость путевки, а оплачивается последняя за счет бюджетных средств. Поэтому платить деньги за билеты не придется.

А вот действующие военные и сотрудники МВД, несущие службу в пенсионном возрасте, могут рассчитывать на проезд без внесения оплаты. Военнослужащие ездят на безвозмездных основаниях в командировки и на лечение, добираются до мест службы.

Сотрудники МВД бесплатно пользуются услугами водных, воздушных и железнодорожных транспортных средств, если при этом не покидают подведомственную территорию. Общественный транспорт также попадает в разряд бесплатного при предъявлении документа установленной формы, подтверждающего несение службы в органах МВД.

Кому не положено?

Круг лиц, претендующих на проезд без оплаты, на федеральном уровне существенно ограничен. Для рядовых пенсионеров государство не предусматривает совершение безвозмездных поездок.

Единственное, на что стоит рассчитывать, – распоряжение региональных властей, компетенция которых позволяет устанавливать дополнительные скидки.

Политика некоторых регионов, особенно субъектов Крайнего Севера, предусматривает получение жителями дополнительного ежемесячного пособия при отказе от бесплатных поездок на городских автобусах и иных средствах передвижения. Льготники получают надбавку к пенсии, но проезд при этом оплачивается в полной мере.

Сейчас появилась тенденция к сокращению льготных привилегий пенсионеров. Коснулись изменения и правил пользования общественным транспортом. Право на безвозмездные поездки правительство многих субъектов отменяет или существенно ограничивает. Потеря привилегий вызывает возмущение со стороны пенсионеров.

Следует упомянуть и о сезонности предоставления некоторых видов скидок на проезд. При использовании пригородных электричек в ряде регионов заплатить половину стоимости билета можно только с апреля по октябрь.

Ситуация напоминает условия льготного проезда для студентов и школьников, пользующихся подобным преимуществом только во время учебного процесса. В остальных случаях оплата за билет вносится в полном размере.

Внимание! Скидки делаются только при использовании муниципальных транспортных средств для поездок. Услуги коммерческих автобусов и маршрутных такси оплачиваются полностью.

Льготы и субсидии областей и регионов

Большинство преференций, связанных с пользованием общественных транспортных средств в старости, устанавливаются законами регионов. В каждом субъекте РФ предусмотрена особая система скидок. Поэтому в некоторых городах пожилые люди не платят за проезд, а в других покупают билет за полную стоимость.

Для Московской области

При выходе на пенсию жители столицы получают право неограниченно пользоваться автобусами, троллейбусами, трамваями, а также подземкой. Платить при этом за билеты не нужно.

Однако для совершения бесплатной поездки недостаточно предъявить пенсионное удостоверение. Основанием для безвозмездной поездки выступает социальная карта. Получить ее могут только граждане пожилого возраста, зарегистрированные по месту жительства в столице. Оформляет проездной документ РУСЗ Москвы при предъявлении ряда бумаг.

Внимание! Электрички, следующие по железной дороге на пригородных маршрутах в пределах МКАД, также являются бесплатными. Однако в связи с последними изменениями Закона города Москвы от 03.11.2004 № 70, ветераны труда и реабилитированные после политических репрессий граждане не попадают в категорию льготников.

Для Ленинградской области

Пенсионеры, зарегистрированные в Ленинградской области, получают право на оформление льготного проездного билета в соответствии с положениями Закона СПб № 589–79 от 24 ноября 2004 года. Помимо этого пенсионеры, путешествующие по области на электричках с апреля по октябрь, оплачивают только 10% от стоимости билета.

Внимание! Скидка действует только на социальных маршрутах, движение по которым обеспечивается перевозчиками, заключившими соответствующий договор с местными органами власти.

Предоставляется и 30%-ная скидка на водный транспорт маршрута Петербург-Кронштадт.

Для Новосибирской области

В Новосибирске введена специальная система карт, позволяющая пользоваться льготным проездом на общественном транспорте. Существует два вида проездных:

  • социальный – дает право на ограниченное число бесплатных поездок;
  • дисконтный – предоставляет скидку в размере 50%.

Для получения карты нужно подать заявление.

Екатеринбург и Свердловская область

Безлимитный проезд пенсионерам Екатеринбурга становится доступен только после приобретения специальной Екарты. Часть стоимости местного проездного возмещается в виде надбавки к получаемому пенсионному пособию.

Совершать выезд за пределы города и передвигаться по области на железнодорожном и водном транспорте лица пенсионного возраста смогут, оплачивая 50% стоимости билета. Для получения скидки предъявляется пенсионное удостоверение.

Нижний Новгород и область

Единая система проездных билетов позволяет пенсионерам приобрести право на безвозмездные поездки. Часть стоимости удастся погасить за счет выплачиваемой ежеквартально компенсации. На электричках по области пожилые люди смогут ездить за полцены. Подобная скидка установлена и на пользование водным транспортом.

Куда нужно обратиться?

Для написания заявления и получения соответствующего проездного документа пенсионеры обращаются в органы социальной защиты.

Отделения расположены по следующим адресам:

  1. Москва:
    1. ул. Молдагуловой, д. 15 А;
    2. ул. Первомайская, д. 107 А;
    3. Щелковское шоссе, д. 27;
    4. ул. Расковой, д. 16/26, корп. 3.
  2. Санкт-Петербург:
    1. ул. Шевченко, 27;
    2. ул. Урицкого, 1/4;
    3. ул. Садовая, 55/57;
    4. пр. Обуховской обороны, 163.
  3. Новосибирск:
    1. ул. Станиславского, 6 А;
    2. пр. академика Лаврентьева, 14;
    3. ул. Б. Хмельницкого, 14/3;
    4. ул. Сакко и Ванцетти, 33.
  4. Екатеринбург:
    1. ул. Татищева, 62;
    2. ул. Генеральская, 6;
    3. ул. Р. Люксембург, 52;
    4. пер. Автомобильный, 3.
  5. Нижний Новгород:
    1. ул. Челюскинцев, 13;
    2. пр. Ленина, 38;
    3. ул. Июльских дней, 3 А;
    4. ул. Коминтерна, 137.

Отделения органов соцзащиты имеются в каждом крупном районе областного центра и в любом поселении. Для получения информации следует позвонить по телефону местной службы или на единую горячую линию +7 800 511-81-25.

Внимание! Обратиться за получением положенных льгот можно также в МФЦ по месту жительства.

Необходимые документы

Список документов может меняться в зависимости от региона.

Чтобы оформить льготный проездной билет, потребуется собрать следующие бумаги:

  • документ, подтверждающий право на льготный проезд;
  • паспорт РФ;
  • удостоверение пенсионера;
  • фотография заявителя;
  • справка о регистрации в населенном пункте.

Что делать, если получили отказ?

После рассмотрения заявления и изучения документов органы социальной защиты принимают решение о назначении льготных привилегий. В некоторых случаях пенсионерам отказывают в удовлетворении требования. В подобной ситуации в первую очередь поинтересуйтесь причиной отказа. Возможно, недоразумение удастся устранить на месте.

При получении отказа гражданин вправе обратиться за выплатой компенсации. Если в назначении пособия также отказано без объяснений или законных оснований, следует писать жалобу в прокуратуру.

В ролике юрист подробно рассказывает о ситуации:

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя! Или опишите ситуацию в форме, ниже:

Источник: https://PoPravu.club/transport/prava-passazhirov-i-perevozchikov/besplatnyy-proezd-dlya-pensionerov.html

У кого есть льготы на проезд и как их получить

Закон о бесплатном проезде в общественном транспорте

Льготы на проезд могут быть положены на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Разберемся, кто имеет право ездить в общественном транспорте бесплатно или со скидкой.

Вероника Нецова

разобралась со льготами на проезд

Законодательная база. Право на льготный проезд на общественном транспорте регулируют федеральные, региональные и муниципальные нормативы.

Федеральные:

  1. Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 9.1 и ст. 20.
  2. Закон «О государственной социальной помощи», ст. 21.
  3. Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 9 ст. 6.
  4. Закон «О государственной социальной помощи», ст. 6.2.

Региональные нормативы в каждом регионе свои. Например, в Москве это:

В Санкт-Петербурге — закон от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и несколько специальных распоряжений.

Информацию о льготах на проезд в вашем регионе ищите в местных нормативных документах — законах, постановлениях и распоряжениях.

Проезд в электричке. Некоторые категории льготников имеют право на бесплатный проезд в электричке — на постоянной основе или раз в год к месту лечения и обратно.

Бесплатно в пригородных электричках могут ездить:

  1. Дети-сироты.
  2. Дети, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Молодые люди от 18 до 23 лет, если оба или единственный родитель умерли, когда ребенку не было 18 лет.
  4. Потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя и обучающиеся по очной форме обучения в ссузе или вузе.

Звание ветерана труда дают в двух случаях: когда человек начал работать в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеет трудовой стаж от 40 лет для мужчин и от 35 лет для женщин; если человек работал в одной отрасли 15 лет, заработал трудовой стаж от 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин и получил одну из следующих заслуг: ордена или медали, почетные звания СССР или РФ, почетные грамоты или благодарности президента РФ.

Звание ветерана военной службы дают тоже в двух случаях: когда военнослужащий служит 20 лет и более; если он стал инвалидом вследствие травмы или заболевания, полученных на военной службе.

В Санкт-Петербурге льготы пенсионерам и предпенсионерам положены, только если они проработали в городе как минимум 20 лет и имеют трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Проезд в маршрутке со скидкой возможен далеко не во всех регионах. Например, в Санкт-Петербурге льготники ездят в маршрутках за полную стоимость.

В Москве власти отменили маршрутки, которые дублировали маршруты городских автобусов и останавливались где попало.

Вместо них — микроавтобусы, которые ездят по новым маршрутам и на которые распространяются все льготы на проезд в общественном транспорте.

Проезд в автобусе для льготных категорий бесплатный, если государство предоставляет им льготы на проезд в общественном транспорте. Если льгота положена на проезд в пригородном автобусе, прежде чем садиться в него, убедитесь, что можно воспользоваться льготным проездным или скидкой. Спросите об этом у кондуктора или водителя.

Льготы на проезд в общественном транспорте положены пенсионерам, ветеранам труда, школьникам, студентам, инвалидам, детям и некоторым другим категориям.

Они могут предоставляться в форме бесплатного проезда, скидки на покупку проездного или компенсации части его стоимости. Расскажу о льготах для каждой категории.

Положены на местном уровне, их предоставляют регионы и муниципалитеты.

Размер льгот. Льготы могут быть в форме бесплатного проезда, скидок или компенсации части стоимости проездного билета.

В Москве пенсионеры бесплатно ездят в городском общественном транспорте и пригородных электричках по социальной карте. В том числе в общественном транспорте Московской области.

Пенсионеры покупают проездной по специальной цене. Она равна сумме ежемесячной выплаты для пенсионеров. Ее размер в 2019 году — 600 рублей.

Льготы ветеранам труда предоставляют местные власти.

Предоставляются на уровне региона и муниципалитета.

Размер льгот в каждом регионе свой. В Москве и Санкт-Петербурге школьники ездят по специальной карте или проездному билету без лимита поездок. Стоимость карты или билета фиксированная и ниже, чем обычного проездного.

В Москве учащийся может купить льготный проездной на один или три месяца. Цена проездного различается в зависимости от вида транспорта:

  • метро и монорельс — 395 Р на месяц и 1185 Р на три месяца;
  • наземный транспорт — 260 Р на месяц или 780 Р на три месяца.

В Санкт-Петербурге школьники ездят по ученическому проездному. Цена такого билета — 515 рублей.

Студенты имеют право на льготный проезд только по решению региона или муниципалитета.

В Санкт-Петербурге учащиеся ездят по специальному проездному — бесконтактной смарт-карте, БСК.

Она положена студентам вузов, аспирантам и учащимся профессиональных лицеев, техникумов и колледжей, которые учатся по очной форме.

Просто так оформить БСК не получится — нужно, чтобы учебное заведение предоставило информацию о льготе перевозчику. А перевозчик уже сделает БСК для студента по его заявлению.

Оформить именной студенческий проездной можно в кассах метрополитена, Центре изготовления льготных БСК или через интернет-сервис карта-онлайн.рф.

Другие льготы на проезд в транспорте для инвалидов на федеральном уровне не закреплены, но во многих регионах у них есть право передвигаться на общественном транспорте бесплатно или за небольшую плату. Обычно не нужно платить за проезд и тому, кто сопровождает инвалида.

В Санкт-Петербурге проезд бесплатный для инвалидов:

  1. По зрению первой и второй группы.
  2. Не имеющих одной или обеих ног или одной или обеих рук.
  3. С параличом двух и более конечностей.

Льготы на проезд детям предусмотрены на федеральном и местном уровне. Федеральные льготы — бесплатный проезд или скидка на билет для обычных детей и сирот. Местные льготы различаются в регионах.

Бесплатно дети ездят без отдельного места. Но если перевозчик не разрешает ездить без места, то родителю придется заплатить за ребенка 50% от цены билета. Ребенку до 12 лет положена скидка 50% на билет. На всякий случай родителю нужно иметь при себе подтверждающий возраст ребенка документ, например свидетельство о рождении.

Льготы распространяются на тех, кто потерял родителей до 18 лет или во время обучения.

Нельзя просто взять и поехать на общественном транспорте бесплатно и без билета. Право на льготный проезд сначала нужно подтвердить. Как именно это сделать, зависит от категории льготника и региона.

Куда обращаться. Бесплатный или билет на электричку со скидкой все льготники получают в кассе вокзала по подтверждающему право на него документу. Школьники, студенты, пенсионеры и все остальные льготники в Москве сначала обращаются в МФЦ и оформляют там социальную карту.

Для оформления карты понадобятся следующие документы:

  1. Заявление — заполняется на месте.
  2. Паспорт.
  3. Документы, подтверждающие право на льготы. Не нужны, если вы предпенсионер.
  4. Фотография 3 × 4 см, если есть. Если фотографии нет, ее можно сделать в МФЦ.

Школьникам карту обычно оформляет школа. Для этого нужно написать специальное заявление. Родители московских школьников и студенты могут подать заявление на карту учащегося на сайте мэра Москвы. Понадобится фотография школьника в электронном виде.

Студентам, прежде чем оформить карту москвича в МФЦ, нужно убедиться, что они есть в специальном реестре. Если все в порядке, оформить карту можно в МФЦ или на сайте мэра Москвы. Если в реестре вас нет, обратитесь по этому вопросу в вуз.

Карта будет готова в течение 30 дней. На время ее изготовления вам выдадут временный проездной и справку, на основании которой вы сможете получать билеты на электричку бесплатно или покупать их со скидкой.

После получения карты нужно подтвердить льготный проездной. Сделать это можно в кассах метрополитена, специальных киосках и автоматах по продаже билетов ГУП «Мосгортранс», через терминалы самообслуживания ОАО «Элекснет» и ПАО «Московский кредитный банк».

Напишите заявление и приложите к нему:

  1. Копию свидетельства о рождении ребенка.
  2. Копию его паспорта, если есть.
  3. Копию паспорта родителя или другого законного представителя.
  4. Копию свидетельства многодетной семьи, если семья многодетная.
  5. Копию документа, подтверждающего статус сироты, — свидетельства о смерти родителей, решения суда о лишении родительских прав и др.
  6. Копию акта органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства — для сирот.
  7. Справку об инвалидности — для ребенка-инвалида.
  8. Копию пенсионного удостоверения или справку о назначении пенсии по потере кормильца из пенсионного фонда, если это так.
  9. Документ, подтверждающий место регистрации и проживания. Например, копию справки по форме 8, оригинал формы 9 или 3.
  10. Фотографию ребенка 3 × 4 см.

Понадобятся оригиналы для того, чтобы в школе или офисе перевозчика убедились в подлинности копий.

Если подаете документы через школу, она передаст документы организатору перевозок. Перевозчик рассмотрит заявление и, если все в порядке, даст добро на выдачу школьного проездного.

Получить проездной можно в школе или кассе метрополитена. Уточните в своей школе, как именно происходит его выдача.

Срок действия льготного проездного — с даты оформления по 30 сентября следующего года. Но он может закончиться раньше, если право на льготу истечет до этого времени.

Льготники могут ездить по Москве на общественном транспорте бесплатно или по безлимитному проездному со скидкой. Право на бесплатный проезд есть у жителей с постоянной регистрацией в Москве или Московской области.

Полный список льготников с правом на бесплатный проезд — в чч. 2 и 3 ст. 3 закона Москвы от 03.11.2004 № 70.

Дополнительно право на бесплатный проезд в Подмосковье есть у следующих категорий москвичей:

  1. Тружеников тыла.
  2. Ветеранов труда и приравненных к ним.
  3. Реабилитированных и подвергшихся необоснованным политическим репрессиям.
  4. Признанных пострадавшими от политических репрессий.
  5. Участников обороны Москвы.
  6. Участников предотвращения Карибского кризиса 1962 года.
  7. Пенсионеров.
  8. Родителей и законных представителей детей-инвалидов.
  9. Родителей инвалидов с детства, обучающихся в вузе или ссузе до 23 лет.
  10. Сопровождающих инвалидов первой группы и детей-инвалидов.
  11. Награжденных знаками «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России».
  12. Детей из многодетных семей до 16 лет или 18, если они учатся в школе.
  13. Сирот, оставшихся без попечения родителей детей и лиц из их числа.
  14. Одного из родителей в многодетной семье до достижения младшим ребенком 16 лет или 18, если тот учится в школе.
  15. Опекунов, попечителей, приемных родителей, воспитывающих ребенка до 18 лет.
  16. Патронатных воспитателей ребенка, нуждающегося в государственной поддержке.
  17. Предпенсионеров — женщин 55 лет и мужчин 60 лет со страховым стажем, необходимым для назначения пенсии.
  18. Ветеранов труда и военной службы — женщин старше 55 лет, мужчин старше 60 лет.

Как пользоваться картой москвича для проезда в электричке. Если вы получаете льготный или бесплатный билет на электричку впервые, обратитесь в пригородную кассу вокзала и предъявите карту москвича. На нее запишут информацию о бесплатном проезде или со скидкой.

В дальнейшем оформить льготный билет на электричку вы сможете в пригородной кассе или автомате по продаже билетов на вокзале.

Что делать, если карта москвича не срабатывает. Обратитесь в кассу метрополитена или киоск «Мосгортранса». Вам выдадут бесплатный посадочный талон. Он действует в течение трех дней с момента первого проезда по нему.

Неработающую карту отнесите на экспертизу в МФЦ. На месте напишите сопроводительное письмо в свободной форме с описанием проблемы.

Если экспертиза признает карту неисправной, вам сделают новую. На время замены карты вы получите временный единый социальный билет. Чтобы пользоваться им без ограничений, носите с собой подтверждающий льготу на проезд документ.

Образец социальной карты москвича

Бесплатный проезд без карты москвича положен:

  1. Героям СССР, РФ и Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней, даже если они не живут в Москве или Московской области.
  2. Детям до 7 лет.
  3. Членам Московской народной дружины.

Детям билет вообще не нужен. А остальные категории получают его в кассе по предъявлении подтверждающего льготу документа.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/guide/public-transport-benefits/

Юрист разъяснила, вправе ли мэр Москвы своим указом отменять льготы на проезд и что делать льготникам

Закон о бесплатном проезде в общественном транспорте

Фото: Правозащитник�нфо, Жанна Гавшина

С этим столкнулись сегодня многие москвичи, о чем неоднократно писали пользователи соцсетей.

В частности, появлялись сообщения о том, что якобы были заблокированы карты не только тех, кого отнесли к группам риска (пожилые и больные хроническими заболеваниями граждане), школьников, но и некоторых других льготников, кого указ столичного руководства, строго говоря, не касался. О блокировке проезда сообщили некоторые столичные многодетные родители, которые, по их словам, не относятся к группам риска, подпадающим под действие указа мэра о приостановке транспортных карт.

В этой ситуации юристы рекомендуют немедленно и непосредственно обратиться в Департамент транспорта столицы с заявлением о разблокировке льготы на проезд в связи с некорректным и ошибочным решением при исполнении указа мэра.

РќРѕ что делать всем остальным категориям, которые «РїРѕРїР°Р»Рё» РїРѕРґ указ РјСЌСЂР° Рѕ приостановке льготы Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ сейчас передвигаться РїРѕ СЃРІРѕРё делам бесплатно, несмотря РЅР° льготу, Р° только Р·Р° деньги? Как РІ условиях бушующей пандемии добираться РґРѕ поликлиник пожилым гражданам Рё школьникам, Сѓ которых поликлиники Рё некоторые магазины находятся РЅРµ РІ пешей доступности? Рћ такой проблеме, РІ частности, заявили льготники районов РљРѕРЅСЊРєРѕРІРѕ Рё Северное Бутово.

«РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ ФЗ «Рћ защите населения Рё территорий РѕС‚ ЧС» региональным властям предоставлено право только определять обязательные правила поведения для граждан Рё ограничивать РёС… нахождения РІ зонах ЧС Рё РёС… СѓРіСЂРѕР·С‹.

Если РјСЌСЂ РњРѕСЃРєРІС‹ посчитал общественный транспорт такой Р·РѕРЅРѕР№ СѓРіСЂРѕР·РѕР№ ЧС для отдельных категорий граждан, тогда столичные власти имели право РЅРµ пускать граждан РіСЂСѓРїРїС‹ СЂРёСЃРєР° Рё школьников, РЅРѕ РЅРµ лишать РёС… льготного проезда. Поставить РЅР° входах РІ общественный транспорт РєРѕСЂРґРѕРЅС‹, охранять РёС… СЃ помощью полиции Рё Росгвардии, запретить РїСЂРѕС…РѕРґ РІ метро Рё усиленно контролировать исполнение РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ РїСЂРѕС…РѕРґР° РІ Р·РѕРЅС‹ ЧС, признанные региональными властями опасными. Р�сключительно Рё только такие меры РјСЌСЂ имел право принять РїРѕ федеральному Рё столичному законодательству. Обратите внимание: сами региональные льготы РЅР° проезд Рё право бесплатного проезда были установлены РІРѕРІСЃРµ РЅРµ мэрией РњРѕСЃРєРІС‹, Р° РњРѕСЃРіРѕСЂРґСѓРјРѕР№, которая определила категории льготников РІ законах РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹: «Рћ дополнительных мерах поддержки жителей РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изменениями федерального законодательства РІ области пенсионного обеспечения», «Рћ мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹». РџСЂРё этом Рї.16 последнего указанного законодательного акта даёт правительству РњРѕСЃРєРІС‹ право только вести Рё обслуживать реестр этих льготников через собственные учреждения, РЅРѕ никак РЅРµ приостанавливать право нуждающихся граждан РЅР° льготу», — поясняет кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко.

РџРѕ словам юриста, льгота сохраняется РїРѕ закону, Рё это РЅРµ РІ компетенции РјСЌСЂР° РњРѕСЃРєРІС‹ — отменять определенные законом РњРѕСЃРєРІС‹ льготы для жителей столицы.

«РљР°Рє могло Р±С‹ Рё должно было быть сделано РїРѕ закону приостановление льгот? РњРѕСЃРіРѕСЂРґСѓРјР° должна была СЃ помощью поправок столичного законодательства предоставить РјСЌСЂСѓ специальное полномочие РІ рамках режима повышенной готовности Рё ЧС решать РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, касающиеся реализации права граждан РЅР° соцобеспечение. Р� тогда Р±С‹ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Рє РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј властям РЅРµ было, поскольку РїРѕСЂСЏРґРѕРє был соблюден, Р° решение проведено согласно установленным нормам. РќРѕ сейчас складывается впечатление, что исполнительные власти регионов решили, что законы Рё установленную РёРјРё компетенцию можно РїСЂРё пандемии РЅРµ соблюдать, что решения губернаторов Рё РјСЌСЂРѕРІ обладают наивысшей юридической силой РЅР° территории Р Р¤. РќРѕ это РЅРµ так. Законы должны соблюдаться всеми, особенно РјСЌСЂРѕРј главного РіРѕСЂРѕРґР° Рё региона Р Р¤, РЅР° который ориентируются РІ правоприменении остальные субъекты нашего государства», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Екатерина Скосаренко.

Эксперт обращает внимание РЅР° то, что «РІ Уставе столицы есть Рї.8 СЃС‚.

41, определяющей полномочия РјСЌСЂР° РњРѕСЃРєРІС‹, согласно которой «РџСЂР°РІРѕРІС‹Рµ акты, издаваемые РјСЌСЂРѕРј РњРѕСЃРєРІС‹, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ противоречить Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым РїРѕ предметам ведения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё совместного ведения Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹, указам президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, постановлениям правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Уставу Рё законам РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹». РњСЌСЂ РїРѕ СЃС‚.41 Устава вправе принимать только фактические экстренные меры для ликвидации последствий ЧС Рё РёС… СѓРіСЂРѕР·С‹ СЃ уведомлением тех органов, РІ чью компетенцию это РІС…РѕРґРёС‚. РќРѕ никак РЅРµ лишать, пусть Рё временно, льгот РЅР° проезд региональных льготников».

«Р’ случае, если акты РјСЌСЂР° противоречат действующему законодательству, применяются акты более высшей юридической силы – Р° именно – законы РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹, определяющие РєСЂСѓРі граждан, имеющий право РЅР° бесплатный проезд. Оспорить принятый РІРЅРµ компетенции указ столичных властей, нарушающий права человека Рё гражданина Рё охраняемые законом интересы, жители вправе: согласно статье 68 Устава РњРѕСЃРєРІС‹ РІ СЃСѓРґРµ РїРѕ месту нахождения столичной РјСЌСЂРёРё через административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Рє РјСЌСЂСѓ РњРѕСЃРєРІС‹. РџСЂРё этом граждане льготной категории, чьи права были нарушены спорным указом РјСЌСЂР°, РјРѕРіСѓС‚ претендовать РЅРµ только РЅР° компенсацию ущерба РёР·-Р·Р° его реализации Рё трат, осуществленных Р·Р° проезд РІ период приостановления льгот РЅР° проезд РІ столице, РЅРѕ также РЅР° компенсацию морального вреда. РћР± это РїСЂСЏРјРѕ РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Верховный СЃСѓРґ Р Р¤. Так, Р’РЎ Р Р¤ РІ Определении РїРѕ делу в„– 16-РљР“19-2 РѕС‚ 22 апреля 2019 Рі. указал, что «РµСЃР»Рё госорганы РЅРµ соблюдают права граждан РЅР° соцобеспечение, РІ том числе РЅР° РїРѕСЃРѕР±РёСЏ Рё компенсации, пострадавшие РѕС‚ этого РјРѕРіСѓС‚ получить право РЅР° компенсацию морального вреда». РџРѕ мнению высших судей, соцобеспечение неразрывно связано СЃ личными неимущественными правами Рё благами граждан. Подробнее СЃ позицией Р’РЎ Р Р¤ можно ознакомиться РЅР° сайте СЃСѓРґР°.

Источник: https://pravozashitnik.info/news/yurist-raz-yasnila-vprave-li-mer-moskvy-svoim-ukazom-otmenyat-l-goty-na-proezd-i-chto-delat-l-gotnikam-5188

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.