Закон 323 об охране

Содержание

323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.

Закон 323 об охране

В обязанности государственной власти входит охрана здоровья населения. Существует закон 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан”, в котором закреплены все основные положения, касающиеся проведения политики по поддержке оптимального уровня здоровья среди населения.

О чем закон?

323-ФЗ призван регламентировать отношения, которые возникают в области охраны здоровья каждого гражданина страны. В частности, закон определяет следующие явления:

  • экономические, организационные и правовые основы в представленной сфере;
  • права и обязанности федеральных и региональных органов власти в области охраны здоровья;
  • ответственность инстанций, в обязанности которых входит поддержание оптимального уровня здоровья среди населения;
  • функции и полномочия представителей фармацевтики и медицины и т. д.

А что, согласно 323-ФЗ, именуется здоровьем? Это психическое, физическое или социальное состояние человека, при котором отсутствуют какие-либо заболевания или отрицательные биологические процессы. Под охраной здоровья 323-ФЗ понимает ряд экономических, политических и правовых мероприятий, направленных на профилактику, укрепление и сохранение здорового состояния человека.

Принципы охраны здоровья

В главе 2 323-ФЗ устанавливаются основные идеи, принципы и положения, на которых должна базироваться вся представленная система. Вот что здесь стоит выделить:

  • строгое соблюдение тайны врача;
  • приоритет интересов пациента, охраны здоровья детей, профилактики здоровья и др.
  • ответственность государственных органов и местных самоуправленческих инстанций за организацию защиты здоровья граждан;
  • доступность и высокое качество врачебной помощи;
  • социальная защищенность граждан и т. д.

Естественно, это далеко не все принципы, на которых выстраивается и функционирует система охраны здоровья. Существует также множество негласных положений, не закрепленных методологически.

О полномочиях государства

В статье 14 323-ФЗ чуть более подробно раскрывается один из принципов, там говорится об активной роли государства в представленной сфере. Вот какими полномочиями обладают федеральные и региональные органы власти:

  • формирование, введение и реализация единой государственной политики по охране здоровья;
  • управление федеральной собственностью;
  • организация системы санитарной охраны в России;
  • введение информационных систем федерального уровня;
  • лицензирование некоторых видов деятельности в представленной области;
  • организация оказания российским гражданам качественной медицинской и фармацевтической помощи;
  • формирование законного порядка осуществления врачебной деятельности в стране;
  • организация и контроль над достоверностью статистических данных;
  • обеспечение разработки и введения разного рода научных программ в сфере медицины;
  • иные полномочия, соответствующие федеральному закону.

Стоит отметить, что в главе 3 рассматриваемого нормативного акта полномочия государственных органов раскрываются и характеризуются довольно подробно. Более того, все обязанности строго распределены по соответствующим классификациям.

Не только государство играет важную роль в сфере охраны здоровья населения, задействованы здесь и сами граждане. Но какую роль они играют? Ответ на этот вопрос предоставлен в статье 27 рассматриваемого закона.

Население России должно заботиться о своем здоровье и о здоровье своих близких. Граждане обязаны своевременно проходить медицинские осмотры. Особенно это касается лиц с заразными заболеваниями, представляющими опасность для общества. Согласно закону, лица, находящиеся на лечении, должны соблюдать соответствующий режим и подчиняться законным требованиям врачей.

В статьях 18 и 19 речь идет о правах граждан. В них говорится о праве на помощь в области охраны здоровья. Специалисты в области медицины должны выполнить ряд профессиональных функций для качественного обеспечения профилактики или лечения гражданина.

Об организации охраны здоровья

В статье 29 323-ФЗ “Об охране граждан и их здоровья” говорится о том, как именно должна формироваться и функционировать система здравоохранения. Вот что здесь нужно выделить:

  • обеспечение санитарных и эпидемиологических условий для благополучия граждан;
  • организация качественного оказания первой врачебной помощи;
  • разработка и реализация отдельных мероприятий по профилактике и лечению заболеваний;
  • управление деятельностью медицинских учреждений в области здравоохранения.

На федеральном уровне рассматриваемую область составляют следующие органы:

  • исполнительные инстанции;
  • подведомственные органы из исполнительной ветви власти.

Региональную систему составляют инстанции местного самоуправления и подведомственные им органы.

О проведении врачебной экспертизы

В статье 58 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан” речь идет о довольно важной в области здравоохранения процедуре, которая именуется экспертизой.

Согласно закону, это целостное исследование, которое направлено на определение состояние здоровья гражданина. Проводится оно в целях установления способности человека реализовывать тот или иной вид трудовой деятельности.

На данный момент на территории Российской Федерации существует несколько основных видов экспертиз. Здесь стоит назвать:

  • военную;
  • медико-социальную;
  • судебно-медицинскую и криминалистическую;
  • психиатрическую и некоторые виды экспертных заключений.

В законе также повествуется об установлении с помощью экспертизы временной нетрудоспособности граждан, профессиональной подготовки и пригодности, а также особых заболеваний и состояний организма.

Существует также понятие медицинского освидетельствования, речь о котором идет в статье 65. Это совокупность методов врачебного исследования и осмотра, направленных на подтверждение какого-либо состояния человека. По итогу освидетельствования могут наступать определенные юридически значимые последствия. Стоит отметить следующие виды экспертиз:

  • психиатрическая;
  • на состояние опьянения;
  • на проверку наличия медицинских противопоказаний и т. д.

Проводится освидетельствование в медицинских организациях.

О государственном контроле

В статье 85 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан” приведены нормы, в соответствии с которыми государство должно реализовывать ряд контрольно-надзорных функций. Здесь стоит обратить внимание:

  • на контроль безопасности и качества врачебной и фармацевтической деятельности;
  • на государственный контроль над обращением изделий медицинского типа;
  • на федеральный санитарно-эпидемиологический контроль.

Реализовывать свои функции надзорного характера государство должно через специальные инстанции и органы.

Источник: https://FB.ru/article/334098/-fz-ot-noyabrya-g-ob-osnovah-ohranyi-zdorovya-grajdan-v-rossiyskoy-federatsii

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Закон 323 об охране

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

1 ноября 2011 года

Одобрен

Советом Федерации

9 ноября 2011 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального законаСтатья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законеСтатья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья Статья 6. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощиСтатья 7. Приоритет охраны здоровья детейСтатья 8. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья Статья 10.

Доступность и качество медицинской помощиСтатья 11. Недопустимость отказа в оказании медицинской помощиСтатья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровьяСтатья 13. Соблюдение врачебной тайны

Глава 3.

ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 18. Право на охрану здоровьяСтатья 19. Право на медицинскую помощь Статья 21. Выбор врача и медицинской организацииСтатья 22. Информация о состоянии здоровьяСтатья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 29. Организация охраны здоровьяСтатья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни Статья 32. Медицинская помощьСтатья 33. Первичная медико-санитарная помощь Статья 36. Паллиативная медицинская помощь Статья 38. Медицинские изделияСтатья 39.

Лечебное питаниеСтатья 40. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение Статья 45. Запрет эвтаназииСтатья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация Статья 48. Врачебная комиссия и консилиум врачейСтатья 49. Медицинские отходыСтатья 50. Народная медицина

Глава 6.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА, ВОПРОСЫ

СЕМЬИ И РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Статья 51. Права семьи в сфере охраны здоровьяСтатья 52. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровьяСтатья 53. Рождение ребенкаСтатья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровьяСтатья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологийСтатья 56. Искусственное прерывание беременностиСтатья 57. Медицинская стерилизация

Глава 7. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

И МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ

Статья 58. Медицинская экспертизаСтатья 59. Экспертиза временной нетрудоспособностиСтатья 60. Медико-социальная экспертизаСтатья 61. Военно-врачебная экспертизаСтатья 62. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы Статья 64. Экспертиза качества медицинской помощиСтатья 65. Медицинское освидетельствование

Глава 8. МЕДИЦИНСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ В СВЯЗИ

СО СМЕРТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Статья 67. Проведение патолого-анатомических вскрытийСтатья 68. Использование тела, органов и тканей умершего человека

Глава 9. МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ

РАБОТНИКИ, МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников Статья 78. Права медицинских организацийСтатья 79. Обязанности медицинских организаций

Глава 10. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО

ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Глава 11. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 82. Источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья Статья 84. Оплата медицинских услуг

Глава 12. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 85. Контроль в сфере охраны здоровья Статья 87. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 91. Информационные системы в сфере здравоохранения Статья 93. Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услугСтатья 94.

Сведения о лицах, которым оказываются медицинские услугиСтатья 95. Государственный контроль за обращением медицинских изделийСтатья 96. Мониторинг безопасности медицинских изделийСтатья 97. Медицинская статистика

Глава 13.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Статья 98. Ответственность в сфере охраны здоровья

Глава 14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 100. Заключительные положенияСтатья 101. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

21 ноября 2011 года

N 323-ФЗ

Источник: https://ppt.ru/docs/fz/323-fz-9982

Фз 323 в последней редакции

Закон 323 об охране
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Здравоохранение представляет собой наиважнейшую отрасль Российской Федерации. По сути, это совокупность социальных, медицинских, политических, санитарных и культурных мер, направляемых на непосредственную поддержку удовлетворительного состояния психического и физического здоровья граждан.

Как и любая другая отрасль, здравоохранение требует систематической государственной поддержки и мониторинга на федеральном уровне. Именно с этой целью был разработан и принят Федеральный закон № 323. Но каковы основные положения данного нормативного акта? Когда вносились последние изменения в его актуальный регламент? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Общие положения

Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 был принят Государственной Думой 1 ноября и одобрен на собрании Федерационного совета 9 ноября 2011 года. Рассматриваемый нормативный акт подписан Президентом Российской Федерации 21 ноября того же года.

Изучаемый 323 ФЗ об основах охраны здоровья граждан в РФ состоит из 14 глав, содержащих в себе 101 статью. Структура рассматриваемого нормативного акта такова:

  • Глава (далее — Гл.) 1 — Основные положения (ст. 1-3);
  • Гл. 2 — Принципы охраны здравоохранения (ст. 4-13);
  • Гл. 3 — Роль федеральных органов (ст. 14-17);
  • Гл. 4 — Обязанности и права граждан в сфере здравоохранения (ст. 18-28);
  • Гл. 5 — Организации, обеспечивающие охрану здоровья (ст. 29-50);
  • Гл. 6 — Проблемы репродукции и здоровья матери и ребёнка (ст. 51-56);
  • Гл. 7 — Принципы медэкспертизы (ст. 57-65);
  • Гл. 8 — Медицинские процедуры, относящиеся к биологической смерти человека (ст. 66-68);
  • Гл. 9 — Работники медицинских служб и предприятий (ст. 69-79.1);
  • Гл. 10 — Госгарантии в отношении охраны здоровья граждан (ст. 80-81);
  • Гл. 11 — Вопросы финансирования (ст. 82-84);
  • Гл. 12 — Контроль здравоохранительной деятельности (ст. 85-97);
  • Гл. 13 — Меры ответственности работников медицинской сферы (ст. 86);
  • Гл. 14 — Заключительные положения (ст. 87-101).

Как и любой другой нормативный акт, Федеральный закон №323-ФЗ регулярно претерпевает изменения, необходимые для поддержания его актуальности. Последние поправки в изучаемый документ внесены 29 июля 2017 года. Также в это время вносились коррективы в закон №220. подробности по ссылке:

Предмет регулирования и основные понятия закона

Общие положения изучаемого Федерального закона представлены в Главе 1 настоящего акта. Краткое содержание упомянутой части нормативного акта изложено ниже.

Статья 1 — описание предмета регулирования ФЗ-323, которым являются юридические и социальные взаимоотношения, возникающие в сфере здравоохранения. Под регламент текущего закона попадают следующие составляющие системы обеспечения и охраны физического и психического здоровья граждан:

  • Юридические, гражданские и организационные аспекты;
  • Обязанности и права граждан;
  • Ответственность и полномочия органов госбезопасности, а также региональной и государственной власти;
  • Нюансы работы медицинских учреждений, служб и их непосредственных сотрудников.

Статья 2 — указание основной терминологии, используемой в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таковой является:

  • Здоровье — уровень физического и психического состояния человека;
  • Медицинское вмешательство — ряд манипуляций, направленных на улучшение состояния здоровья пациента;
  • Пациент — человек, которому требуется медицинская помощь;
  • Профилактика — мероприятия, предупреждающие зарождение и развитие болезненного состояния;
  • Диагностика — медицинское вмешательство, направленное на выявление дисфункций и патологий в организме пациента;
  • Фармацевтическая организация — предприятие, специализирующееся на выпуске и реализации лекарственных препаратов;
  • Медицинская организация — место, в котором пациенты проходят стационарное или амбулаторное лечение;
  • Лечащий врач — медработник, на которого возлагаются обязанности по предоставлению медицинских услуг определённым пациентам на основании сопутствующей документации;
  • Иные термины, представленные в рассматриваемой статье изучаемого нормативного акта.

Статья 3 — определение законодательной базы, на которой основывается Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан. В перечень нормативных актов, служащих основанием для ФЗ-323, входят следующие документы:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
  • Закон «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Рассматриваемый Федеральный закон является основным законодательным актом, регулирующим деятельность медицинских работников на территории современной России.

Последние изменения в законе об основах охраны здоровья граждан РФ

В каждый законодательный акт Российской Федерации регулярно вносятся изменения и исправления. Данная процедура проводится в целях обеспечения легитимности и актуальности важных нормативов и упразднения морально устаревших.

Последние поправки в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» внесены 29 июля 2017 года. Изменяющим документом стал Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании статьи 37 указанного выше документа, в ФЗ-323 внесены следующие изменения:

  • В ст. 3 изучаемого Федерального закона появился пункт 9, указывающий на то, что в числе документальной базы для текущего акта теперь определяется и Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • В пункт 5 статьи 38 после фразы «международный медицинский кластер» добавлено уточнение, повествующее о возможности проведения ряда мероприятий на территориях инновационных научно-технологических центров.

Более ранние существенные поправки, вступившие в силу 1 января 2017 года, касаются процедуры обязательной регистрации лиц, страдающих тяжёлыми инфекционными заболеваниями (туберкулёз, сифилис и т. д.). Статья 43 изучаемого Федерального закона была дополнена пунктом 2.1, определяющим сведения, которые должна содержать регистрационная карта подобного больного, а именно:

  • ФИО пациента полностью;
  • СНИЛС и номер медстраховки;
  • Пол;
  • Число, месяц и год рождения;
  • Паспортные реквизиты;
  • Диагноз и текущее состояние инфицированного больного;
  • Дата внесения данных в Медреестр;
  • Подпись лечащего врача и печать медучреждения.

В соответствии с нововведениями, внесёнными в действительный регламент изучаемого Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подобный гражданин не вправе утаивать информацию о своём заболевании от медперсонала, работодателей и лиц, проживающих с ним на территории одной жилплощади.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 323

С целью более подробного изучения нормативов 323 ФЗ об основах охраны здоровья граждан в РФ рекомендуется планомерно изучить каждую из его глав. Актуальный текст рассматриваемого Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступен по следующей ссылке:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/323-fz-ob-osnovax-oxrany-zdorovya-grazhdan-v-rf/

Тонкости закона. Федеральный Закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ

Закон 323 об охране

Регулирование отношений в сфере охраны здоровья разделяется на несколько основных аспектов:

  • права, обязанности и гарантии реализации прав человека в сфере охраны здоровья;
  • полномочия и ответственность органов власти (государственной, субъектов Федерации и местного самоуправления);
  • права и обязанности медицинских организаций;
  • права и обязанности медицинских работников.

Закон определил систему норм об охране здоровья правового и организационного уровней, которой должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе определена иерархия нормативных правовых актов и подзаконных актов в сфере охраны здоровья в главе 2 «Основные принципы охраны здоровья» и статье 3 «Законодательство в сфере охраны здоровья»:

  1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
  3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Росcийской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.
  4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Классификация нормативных правовых актов

Для руководителя системы здравоохранения субъекта Федерации, медицинского учреждения важно знание не только понятия нормативного правового акта, но и его признаков, видов (см. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие, 2-е издание, перераб., доп. и испр. – М.: Проспект, 2011).

Нормативный правовой акт – акт правотворчества, содержащий юридические нормы, направленный на установление, изменение или отмену нормы права.

Нормативные правовые акты обладают следующими признаками:

  • Официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для исполнения для субъектов, которым адресован.
  • Содержит информацию о нормах права.
  • Обладает соответствующей юридической силой, зависящей от компетенции правотворческого (государственного) органа, его принявшего.
  • В совокупности составляют единую иерархическую систему, отражающую структуру госу-дарственных органов.
  • Имеют общий характер; их следует отличать от индивидуально-правовых актов (право-применительных), содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам, а также актов толкования права, разъясняющих действующие правовые нормы.

Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты

Закон – это нормативный правовой акт, принятый высшим представительным (законодательным) органом власти или путем референдума, регулирующий наиболее важные вопросы общественной жизни и обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты не должны противоречить законам и должны издаваться в соответствии с законами.

По юридической силе выделяют:

• Конституцию РФ – основной закон; Федеральные конституционные законы – законы, прямо указанные в Конституции РФ; Федеральные (текущие) законы, основанные на Конституции РФ и на федеральных конституционных законах; законы субъектов Федерации, принимаемые субъектами Федерации в пределах своих полномочий на основании Конституции РФ, федеральных договоров и договоров между Российской Федерацией и отдельными субъектами.

  • Акты Президента РФ – это указы и распоряжения; при этом указы занимают следующее после законов место, а распоряжения принимаются в основном по конкретным вопросам. Указы могут быть как нормативными, так и индивидуальными (правоприменительными).
  • Акты Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть нормативными и индивидуальными (смешанными) или только правоприменительными (индивидуальными). Акты Правительства РФ могут быть приняты на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты обладают меньшей юридической силой; они не должны противоречить законам. Подзаконные нормативные правовые акты характеризуются иерархией государственных органов, их принявших:

  • Акты министерств, ведомств, государственных комитетов и государственных служб. Данные акты принимаются на основании и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и могут носить как внутриведомственный характер, так и распространяться на более широкий круг субъектов (например, акты Министерства РФ по налогам и сборам, акты Министерства внутренних дел РФ и др.).
  • Акты субъектов Федерации – это законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными государственными органами субъектов Федерации.
  • Акты органов местного самоуправления – это акты представительных органов, городов, районов, поселков, сел, а также акты глав их администраций. Кроме того, это акты, принимаемые путем референдума населением (района, города и т. п.) по вопросам местного значения.
  • Локальные акты. Нормативные правовые акты организаций и учреждений, регулирующие вопросы внутренней жизни (уставы, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка и т. п.). При этом в одних случаях федеральным законодательством устанавливается для предприятия или организации обязательность наличия того или иного локального акта, а подзаконными нормативными правовыми актами уточняется их разработка и применение.

К примеру, организация лечебно-профилактического питания в медицинских учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом (актом государственного управления, содержащим предписания, обязательные для исполнения) Минздрава РФ от 5 августа 2003 г.

№ 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями от 7 октября 2005 г., 10 января, 26 апреля 2006 г.), в учреждениях (отделениях) социального обслуживания в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 2002 г.

№ 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями от 4 июня 2007 г.). В настоящее время редакция от 15.02.2002 на территории РФ не действует.

Новая редакция введена в данное Постановление согласно Приложению «Изменения, которые вносятся в Постановление Минтруда РФ от 15 февраля 2002 № 12 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания в учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»» в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 июня 2007 г. № 397.

Невыполнение подзаконных нормативных правовых актов в зависимости от ситуации может повлечь за собой дисциплинарную или административную ответственность руководителей учреждений.

На территории РФ продолжают действовать некоторые нормативные правовые акты СССР, не противоречащие Конституции Российской Федерации.

Как работать по закону № 323-ФЗ

В законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены основные принципы охраны здоровья, направленные на соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Определены приоритеты интересов пациента при оказании медицинской помощи и основные направления их реализации по обеспечению лечебного питания через другие подзаконные акты, письма и рекомендации (см. таблицы № 1, 2).

Необходимо отметить, что пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона («Применение Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи») вступает в силу с 1 января 2013 г.

Эта поправка в Законе означает, что субъектам Федерации дается определенное количество времени на проведение работ по практическому внедрению стандартов медицинской помощи, разработку и приведение в соответствии с финансовым обеспечением медико-экономических стандартов и соответствующих Порядков оказания медицинской помощи.

В главе 5 статьей 37 определены правовые основы применения Порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 г.).

«Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Необходимо отметить, что Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

  • этапы оказания медицинской помощи;
  • правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
  • стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
  • иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

В Законе определено, что стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственных, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, особенностей заболевания (состояния).

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Как работать по стандартам оказания медицинской помощи

При планировании оказания медицинской помощи, расчетах медико-экономических стандартов, обосновании финансирования того или иного тарифа в системе ОМС, а также при возникновении спорных вопросов в досудебном и судебном этапе рассмотрения жалоб и заявлений пациентов основными документами остаются стандарты оказания медицинской помощи.

С появлением федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» утверждены принципиально новые подходы к системе стандартизации в Российской Федерации. А именно: введены принципы добровольного применения стандартов, которые имели рекомендательный характер.

К сожалению, такие изменения привели к разрушению системы стандартизации в здравоохранении. Необязательность исполнения стандартов оказания медицинской помощи внесла разнобой в медицинское обслужива-ние населения, что явно не способствует улучшению качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

Время и повседневная практика выявили и другие недостатки данного правового акта.

Для того чтобы устранить возникшие проблемы и ликвидировать противоречия между отдельными положениями и нормами Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также между самим Законом и другими нормативными правовыми актами, 1 мая 2007 г. приняли Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в закон „О техническом регулировании“». В силу вступили изменения, уточняющие и расширяющие перечень мер, на которые не распространяется действие Закона, в частности:

  • социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;
  • меры по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции).

Таким образом, стандарты оказания медицинской помощи могут быть утверждены только федеральными органами исполнительной власти. Это должно учитываться при организации медицинского обслуживания, процессе контроля качества оказания медицинской помощи и при правоохранительной практике.

Диетологи интересуются. О реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“»

В адрес редакции журнала «Практическая диетология» от практикующих врачей-диетологов поступило большое количество вопросов о реализации приказа № 474н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю „диетология“» (от 24 июня 2010 г.). Обсуждение одного из них мы представляем в этой статье.

Вопрос: Возможна ли реализация приказа № 474н в амбулаторно-поликлиническом звене при отсутствии в перечне на лицензирование специальности «врач-диетолог»?

Ответ: Реализация этого приказа возложена на руководителей здравоохранения в субъектах Федерации. С 1 января 2013 г. в соответствии с ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан» его исполнение становится обязательным.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

ПОДПИСАТЬСЯ

Источник: https://praktik-dietolog.ru/article/38.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.