Заготовка древесины для собственных нужд граждан

Каждому россиянину по Закону полагается 150 кубов леса БЕСПЛАТНО

Заготовка древесины для собственных нужд граждан

Как бесплатно выписать лес на строительство дома (статья актуальна на 2019 год)

В статье 30 Лесного кодекса РФ прописано право гражданина на заготовку леса для собственных нужд. Древесину можно использовать для любых собственных целей, но продажа или передача третьим лицам запрещена.

Порядок и нормативы заготовки определяет законодательство каждого конкретного субъекта РФ.

Каждому россиянину по закону полагается 150 кубов леса бесплатно

Кому положена древесина?

По закону лес выдается любому гражданину РФ на «личные нужды» по сниженной цене. Обычно это строительство, ремонт или отопление дома и бани. Чтобы выписать древесину на строительство, необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности на землю и разрешение на строительство.

Нормы и порядок оформления дерева для строительства и ремонта дома и хозпостроек описаны в региональных законах. Они могут называться по разному: «Об использовании лесов на территории…», «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Проще обратиться за консультацией в районное лесничество по телефону или приехав лично.

Следующий вариант — позвонить или съездить в районное лесничество.

Получить лес бесплатно по закону могут коренные малочисленные народы, живущие на территории Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В зависимости от региона получить бесплатный лес могут ветераны ВОВ или вооруженных столкновений.

Пиломатериалы со скидкой до 50% от установленной государством цены в регионах выдают:

– инвалидам – пенсионерам – многодетным семьям

– молодым специалистам.

Если дом семьи сгорел или был разрушен стихийным бедствием, они могут получить древесину в ускоренном порядке. Для этого необходимо предоставить подтверждающие документы.

Сколько стоит льготная древесина?

Цены на лесоматериалы выставляют субъекты РФ.

Цена 1 м3 складывается из оценки: количества лесных массивов в регионе, климатических условий, нормы строительства и длины отопительного сезона.

В Мурманской области 1 м³ по льготной цене обходится в 14 руб, а в Тюменской — 220 руб. В среднем цена 1 м³ по России на 2019 год составляет 70 руб.

Каждый субъект устанавливает норму леса, но на одного человека выдается примерно:

– на строительство жилого дома (раз в 25 лет) — 150 м³; – на строительство жилого дома на садовом участке (раз в 25 лет) — 30 м³; – на строительство надворных помещений (раз в 25 лет) — 20 м³; – на отопление (раз в год) — 15 м³;

– для ремонта (раз в 5 лет) — 50 м³.

Лес выдают не готовым пиломатериалом, а делянкой.

Получатель вырубает и вывозит бревна сам или оплачивает услуги лесозаготовочной компании. Чтобы вывезти древесину, нужно получить разрешение главы сельского хозяйства. Глава выдает разрешение, когда делянку приведут в порядок. Нужно выкорчевать пни, вывезти отпиленные верхушки и ветки, вырубить кустарник, оставшийся на делянке и взборонить землю.

Как оформить право на бесплатный или льготный сруб
Чтобы оформить льготную или бесплатную древесину, необходимо предоставить в лесничество пакет документов. Законодательно он не зафиксирован, так что в разных регионах может отличаться.

Стандартный пакет документов:

– заявление, в котором необходимо указать ФИО, паспортные данные, назначение древесины: деловая — применяется для строительства и ремонта, или дровяная — применяется для отопления; – копия паспорта; – справка о составе семьи; – копии документов о владении земельным участком и разрешение на строительство дома (при строительстве); – копия заключения органа местного самоуправления о необходимости – – ремонта дома или хоз. построек (для ремонта); – копия документа, подтверждающего печное отопление;

– справка из органов местного самоуправления о том, что лес не был выдан. Если это повторное обращение, должна быть указана дата предыдущей выдачи.

Одно из основных условий для получения леса на строительство — залитый фундамент под будущий дом.

Каждое прошение рассматривает специально собранная комиссия, которая состоит из представителей местной администрации, сотрудников природоохранной организации и архитектурного комитета. После этого она дает разрешение на выработку обозначенного объема древесины.

Когда заявка одобрена, с заявителем подписывают договор купли-продажи. Во время запланированных проверок к семье, выписавшей лес, могут прийти сотрудники правоохранительных органов или прокуратуры, чтобы убедиться, что древесиной пользуются по назначению.

Для получения леса необходимо уплатить государственную пошлину, сумма которой устанавливается в каждом субъекте федерации самостоятельно, примерно 18 000 — 25 000 руб.

Ограничения на выделение леса

Лесоматериалы, выделенные бесплатно или по государственной цене можно использовать:

– для личных целей; – для строительства дома или надворных помещений; – для ремонта или реконструкции дома;

– для отопления дома или бани.

Список личных целей не закреплен законодательно, и субъекты федерации определяют его самостоятельно. Обычно личные цели — это нужды, не несущие коммерческую выгоду.

Рубка елок к Новому году не относится к личным целям, так как попадает под закон о заготовке недревесных лесных ресурсов.

Имейте в виду, что весь лес, выделенный на строительство не получится пустить в дело. Объем деловой древесины рассчитывается так:

– по стандарту каждому жителю РФ полагается жилая площадь размером 18 м²; – стандартная семья состоит из трех человек, значит площадь жилой зоны будет 54 м², а площадь всего дома — 76 м²; – на строительство дома такого размера уходит 56,5 м³ материала; – такой объем получается при обработке 90 м³ делового леса;

– 90 кубов делового леса — это 125 м³ леса на корню.

Каждый регион накладывает свои условия на выделение леса в зависимости от климата и величины лесных массивов.

Например, в Иркутской области жители могут рассчитывать на:

– 125 м³ леса для строительства дома раз в жизни; – 25 м³ леса для ремонта раз в 5 лет; – 25 кубов леса для строительства или ремонта надворных строений раз в 5 лет; – 25 м³ леса для отопления дома и бани на каждый год в южных районах;

– 36,6 м³ леса для отопления дома и бани на каждый год в северных районах.

Жители Краснодарского края при обращении в лесничество получат:

– 50 м³ леса для строительства дома раз в жизни на семью – 25 м³ леса для ремонта раз в 10 лет

– 20 м³ леса для строительства или ремонта надворных помещений раз в 10 лет.

Делянки под вырубку выделяют в хвойных лесах. Кубометры древесины вычисляют тоже хвойными деревьями, но заявитель обязан вырубить все деревья, растущие на выделенной территории.

Нужно запомнить,
Чтобы получить древесину по льготной цене необходимо:

– быть владельцем земельного участка, иметь разрешение на строительство и залитый фундамент под будущий дом – доказать, что дому нужен капитальный ремонт или реконструкция

предоставить справку о наличии дровяной печи в доме.

Бесплатно лес получают только представители малочисленных коренных народов, ветераны ВОВ или другого вооруженного конфликта.

Делянку выделяет лесничество. Туда нужно подать заявление на предоставление леса и другие документы.

Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится, заберите статью к себе в соцсети.

здесь

Если Вам была полезна статья и Вас не затруднит, поставьте пожалуйста палец ВВЕРХ

и П О Д П И Ш И Т Е С Ь на наш канал, для нас это ВАЖНО!

Читать еще статью Разрешение на строительство объектов ИЖС больше не требуется

Читать еще статью Президент разрешил жителям частных домов продавать в сеть эл ектроэнергию

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e1408c3c31e4900b1af046f/kajdomu-rossiianinu-po-zakonu-polagaetsia-150-kubov-lesa-besplatno-5e2420985d6c4b00b0d9af5c

Чем дальше в лес, тем толще бюрократы: как получить бесплатную древесину

Заготовка древесины для собственных нужд граждан

Немногие знают, что все россияне имеют право бесплатно заготовить древесину для отопления или строительства дома. Это регламентировано Лесным кодексом, а детали регулируются региональным законодательством.

Впрочем, те, кто об этом слышал, часто не могут пройти через бюрократические препоны. Да и есть ли толк от этого права, если помимо рубки деревьев, появляется проблема их вывоза и обработки? NEWS.

ru решил подробно разобраться в вопросе и узнать все «за» и «против» права на «бесплатный лес».

700 тысяч пользователей

Ззаконы о бесплатном использовании леса для индивидуальных нужд есть во всех регионах России. Автоматически на основе одного лишь Лесного кодекса этим правом пользоваться невозможно.

В зависимости от конкретного субъекта процедура может быть упрощённой либо, наоборот, донельзя забюрократизированной.

В Лесном попечительском совете — международной некоммерческой организации, которая следит за состоянием лесов и обращением с ними, говорят, что, как правило, заготовить древесину не так просто.

{{expert-quote-530}}

Михаил Карпачевский [менеджер по проектам Лесного попечительского совета] Отдельная проблема в том, что есть технические сложности: заготовка и доставка этой древесины. Ведь старая одинокая бабушка не сможет поехать в лес, напилить деревьев и привезти их себе.

Поэтому вокруг этого образовалось огромное количество промежуточных структур, которые оказывают услуги заготовки и доставки древесины. То есть нужно собрать документы, а потом ещё и заплатить за заготовку и доставку.

И поэтому в деревнях сейчас такая практика — специальные люди обходят сельчан и предлагают им деньги, взамен они должны написать заявления на получение древесины для собственных нужд, копии паспортов отдать и так далее. Вот такой серый бизнес.

По таким фактам возбуждено огромное количество уголовных дел. Особенно в Сибири это распространено. А ещё эту древесину нужно зарегистрировать на официальном сайте учёта древесины и сделок с ней.

Судя по открытым данным, сделок по бесплатному предоставлению государственных лесов больше всего заключено в Сибири и на Дальнем Востоке. Меньше всего — в средней полосе, наиболее урбанизированной. В среднем ежегодно такой возможностью пользуются лишь 600-700 тысяч граждан. Как следует из ответа Министерства природных ресурсов и экологии РФ на запрос NEWS.ru, среди субъектов Российской Федерации более других заготавливают древесину для собственных нужд в Красноярском (1,8 млн м3) и Пермском (1,2 млн м3) краях. На третьем месте — Свердловская область (0,8 млн м3). В данный список также входят: Вологодская область (0,7 млн м3), Забайкальский край (0,7 млн м3), Республика Башкортостан (0,7 млн м3), Томская область (0,5 млн м3) и Удмуртская Республика (0,5 млн м3). На долю этих восьми субъектов приходится около 50% от всей заготовки соответствующих материалов для собственных нужд россиян.

Легче всего нарубить лес на дрова. Чтобы заготовить его (лес. — NEWS.

ru) для строительства жилья, нужно доказать чиновникам, что семья нуждается в строительстве нового дома или в ремонте текущего жилища, непригодного для дальнейшей эксплуатации. К примеру, она могла потерять его в пожаре.

Правда, ветераны войн — как Великой Отечественной, так и локальных, имеют такое право априори, без необходимости предоставления отдельной документации.

До 150 кубометров раз в полвека

В зависимости от региона разнятся и нормы, на которые может рассчитывать получатель древесины.

Так, во Владимирской области для строительства жилых домов положено до 150 кубометров леса раз в 50 лет на семью либо на одиноко проживающего гражданина; для ремонта и реконструкции жилых зданий и надворных построек — до 30 кубометров один раз в 10 лет; для создания надворных построек — до 25 кубометров один раз в 30 лет; для отопления жилых домов — до 20 кубометров ежегодно; для отопления бань — до пяти кубометров также раз в год. В Московской области на возведение жилья положено выделять не больше 100 кубометров раз в полвека, а для отопления — 10 кубометров в год. Такие же нормативы существуют и в Ивановской области. Кстати, эту древесину нельзя не только продавать, но и отдавать кому-то: в соответствии с Лесным кодексом, древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.

Понятно, что не вся она используется по прямому назначению, зачастую её попросту перепродают, и это незаконно, рассказывает юрист Михаил Карпачевский. Но доказать незаконность происхождения сложно. Это должны контролировать лесники, которые проверяют делянки. Кроме того, ГИБДД имеет право останавливать машину, гружённую спиленными деревьями, и требовать документы на них, а также сверять сопроводительную документацию с электронными базами данных. Но в российской действительности контроль автоинспекторов за лесовозами — редкость. И даже если остановят, нелегальные дельцы часто предусматривают этот риск: оформляют документы на одну партию, а когда вывозят следующую, показывают при проверке всё те же документы от первого раза. Вот такая легализация. В ближайшие время в планах у государства разработка различных способов контроля, вплоть до чипирования каждой партии.Ещё государство должно озаботиться, чтобы те, кому положена древесина, не ломали голову, как её заготовить и доставить, — считает Карпачевский. — А сейчас с каждым годом таких всё больше. Они не знают, как это всё сделать.

Поэтом нужна социальная государственная услуга, чтобы та самая одинокая бабушка не бегала в поисках лесорубов, машины и строителей, чтобы воспользоваться своим правом на древесину. И сейчас этим правом на древесину пользуются не те, кому нужнее.

А те, кому легче организовать вокруг этого бизнес.

Четыре года в очереди

Житель Ханты-Мансийского автономного округа Дмитрий Гончаров посвятил несколько серий своего видеоблога на -канале мытарствам вокруг получения древесины для строительства дома. По его словам, чиновники сначала выставили ему счёт за «бесплатный лес» на сумму более 10 тысяч рублей, пояснив, что «оплачивается не сам лес, а договор купли-продажи».

При этом даже не объяснили, где будет участок, на котором ему разрешат рубить деревья.Другой блогер, Виктор Павлов из Беломорского района Карелии, рассказал о неочевидных подводных камнях процедуры получения участка леса для заготовки материалов.

В договоре с лесничеством есть 17 пункт, и там куча всяких подпунктов.

В них прописано, что я обязуюсь вовремя вырубить лес, без превышения объёмов, что делянка будет убрана, — говорит Палов. — В противном случае на меня лягут приличные штрафы. Если вы будете таким образом получать лес и нанимать подрядчика — обратите внимание, чтобы пункт 17 обязательно перенесли из лесничего договора в договор с подрядчиком.

Чтобы именно подрядчик принял на себя обязательства по оставлению делянки после работ в надлежащем виде — убрал делянку и спилил оговоренный объём, — заключил блогер.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/43331362-chem-dalshe-v-les-tem-tolsche-byurokraty-kak-poluchit-besplatnuyu-drevesinu/

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1509 г. Москва

Заготовка древесины для собственных нужд граждан

В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 “Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:

“7 Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.

Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.”.

Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин

Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1-10[1], 13-15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно – правообладатели, земельные участки).

6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г.

N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древеснокустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

8.

Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О мелиорации земель” или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9.

Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.

10.

При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

19.

Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей – федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.

22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

23.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.

24.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.

Источник: https://rg.ru/2020/09/30/postanovlenie-ob-osobennostjah-ohrany-lesov-dok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.