Забота о сиротах

Сироты на Руси: Какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились

Забота о сиротах

Какие тяготы выпадали на долю беспризорников, и как о них заботились.
Сиротская доля незавидная. В наше время о судьбе беспризорников заботится государство, поэтому ребенок, оставшийся без родителей, может рассчитывать на кров над головой, питание и обучение. Это право ему гарантирует Конституция. А как обстояли дела с сиротами в царской России?

Божедом и скудельница

Отношение к детям-сиротам на Руси было двояким. С одной стороны, даже взрослым было трудно выживать в те времена, поэтому чужие дети многих не волновали. С другой, это же маленькие и беззащитные создания. Бросить их на произвол судьбы для людей, верящих в Бога, было тяжким грехом. Как поступить в такой ситуации?

Перов В.Г. «Дети-сироты на кладбище».

В большинстве случаев детей-сирот принимали в свою семью родственники. Конечно, когда своих детей полная изба, они часто оказывались в положении прислуги. Но все же им перепадала одежда от других детей, они были накормлены и не мерзли на улице.

Крестьянский быт был суровым, и часто дети от 5 лет и старше добывали себе еду и одежду подаяниями, спали в стогах сена или просто под открытым небом.

Родители, которые не могли прокормить своих детей, имели право давать согласие на их постриг в монашество или записывать в холопы, то есть отдавать в рабство.

Николай Фешин, «Беспризорник».

Бывало, что ребенок рождался вне брака. Это считалось позором для женщин. Они, еще будучи беременными, старались избавиться от плода, прыгая с высоты, купаясь в горячей воде, или пили настой ядовитой спорыньи, вызывавшей сокращение матки. Если же все меры оказывались бесполезными и ребенок появлялся на свет, его относили на погост, который назывался скудельницей.

Кладбищенский смотритель-божедом подбирал таких младенцев и передавал в монастырь. Там их растили, приучая к труду. Когда дети подрастали, их могли обучать более серьезным ремеслам, например, отдавали в поварята. В монастырские приюты отправляли также боярских детей, осиротевших во время вражеских набегов.

Богданов-Бельский, «В церкви».

Переход заботы о сиротах к государству и первые детские приюты

В 996 году Владимир Святославович своим указом обязал духовенство «призревать» сирот, то есть заботиться о них. Ярослав Мудрый учредил сиротское училище, в котором обучались три сотни юношей. И в то же время была распространена торговля людьми, в том числе и беспризорными детьми. О таких случаях писал в своей книге «Быт и нравы русского народа» историк Николай Иванович Костомаров.

Он утверждал: «Были и такие, которые поступали в холопы насильно: еще до воспрещения перехода крестьянам помещик нередко обращал их в холопов. В XVII веке служилые люди торговали самым возмутительным образом женским полом в Сибири.

Они насильно брали беспомощных сирот-девиц, иногда сманивали у своих товарищей жен, делали на них фальшивые крепостные акты и потом передавали из рук в руки, как вещь».

Борис Годунов и Василий Шуйский предпринимали меры для обеспечения неимущих, в том числе и сирот, хлебом и другим продовольствием. К сожалению, эта благотворительность часто не приносила плодов, поскольку те, кто заведовал раздачей, включали в списки своих родных и знакомых.

Раздача хлеба при Борисе Годунове./ diletant.media

При Алексее Тишайшем в 1650 году была перепечатана Кормчая книга. В нее были внесены и правила православной церкви, которые относились к сиротам.

А в 1682 году, в царствование Федора III, царским указом беспризорники выделялись в особую категорию, забота о которой переходила от частных лиц и духовенства к государству.

Тогда же было решено строить специальные детские учреждения. В них детей обучали навыкам и специальностям, способным их прокормить.

Первая «сиропитательница» была построена митрополитом Иовом. До этого сироты в монастырях жили вместе со взрослыми. Кстати, семьям было очень выгодно «призревать» сирот, поскольку они становились холопами — бесплатной рабочей силой. То есть поступали в рабство.

Опека и патронаж при Петре I

При Петре Алексеевиче вопросы надзора за беспризорными детьми были полностью отданы в ведомство магистратов. Именно светской, а не духовной власти было дано право решать дальнейшую судьбу ребенка, оставшегося без родителей.

Детям назначали опекунов из числа родственников или отдавали их под патронат тех, кто изъявил желание заботиться о сиротах.

Петр I отдал приказ при госпиталях открывать детские комнаты и принимать туда детей.

Это были первые государственные учреждения «для зазорных младенцев, которые жены и девки рожают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, от чего иные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рожают, и умерщвляются».

«Крестьянка с ребенком. Погорельцы»./ www.tez-rus.net Такие госпитали должны были быть оборудованы специальными окнами, через которые можно было положить ребенка, но при этом лица женщины не было видно.

Финансировались эти учреждения частично из городской казны, частично — из церковных подаяний и целевой благотворительности. К сожалению, подобных заведений было слишком мало.

Поэтому церковь при этом не была полностью «отлучена» от заботы о сиротах. Так, к примеру, в Москве беспризорников отправляли в Новодевичий монастырь.

Екатерина II — благодетельница сирот

При Екатерине II по проекту личного секретаря императрицы Ивана Бецкого в Москве был учрежден Воспитательный дом. Его строительство велось на деньги от пожертвований, штрафов, а также от первого в России государственного ломбарда.

Кроме того, во все церкви были разосланы воззвания, в которых предлагалось обустраивать приюты и «сиропитательницы». Эти воззвания должны были зачитываться прихожанам после церковной службы.

Сама царица пожертвовала на нужды Воспитательного дома около 1 000 000 рублей.

Бецкой Иван Иванович./ upload.wikimedia.org

К сожалению, наплыв детей в эти дома был слишком велик. Из-за эпидемий смертность в них порой достигала 82%. Поэтому грудных младенцев стали отдавать первоначально в деревни опекунам до достижения 9-месячного возраста, а позже — до 5 лет. Людям, взявшим на себя заботу о ребенке, платили 2 рубля в месяц на его содержание.

Журавлев Ф.С., «Дети-нищие».

Если ребенок по достижении пятилетнего возраста не мог попасть в Воспитательный дом по причине отсутствия свободных мест, то он продолжал жить в крестьянской семье до 17 лет. Затем мальчики становились казенными крестьянами, то есть не принадлежавшими определенному хозяину. Им выделялся участок земли. Девочек выдавали замуж.

В отличие от предыдущих правителей, во время правления Екатерины Великой сироты, направленные в Воспитательные дома, поступали под опеку государства. Раньше они по умолчанию становились крепостными тех помещиков, на землях которых были обнаружены (речь идет о подкидышах), либо тех людей, которые взяли на себя заботу о беспризорниках.

Бывали случаи, когда создать приют или Воспитательный дом не представлялось возможным. Тогда за небольшую плату специально организованный орган местного самоуправления, который назывался Приказ неимущих сирот, мог отдавать детей на усыновление или воспитание любому порядочному гражданину. Однако в этом случае Приказ обязан был следить за судьбой ребенка вплоть до его совершеннолетия.

XIX век — расцвет приютов

Первым частным, то есть не государственным и не монастырским, детским домом в России стал Демидовский приют, который был построен вместо детских комнат в Доме призрения. Изначально в нем воспитывалось 6 мальчиков и вдвое больше девочек, но за год число детей выросло до 112.

Покровительство над этим учреждением взяла на себя императрица Александра Федоровна. Этот приют был назван «Образцовым». В нем учили смотрительниц и их помощниц, которых затем направляли на работу в другие подобные учреждения.

Среди богатых людей было принято принимать «в дети» или под опеку сирот.

Например, графиня Юлия Самойлова растила двух малышек. Правда, обе девочки были итальянками.

Карл Брюллов, «Всадница». Портрет графини Самойловой с приемной дочерью Амацилией

К 1889 году только в одной Москве насчитывалось 42 детских сиротских учреждения. С 1895 по 1917 год в России была организована система детских семейных приютов трудолюбия.

В честь рождения княгини Ольги они получили название Ольгинские. В них принимали сирот вне зависимости от сословия и вероисповедания, что было инновационным решением в области государственной опеки.

После Октябрьской Революции эти учреждения были ликвидированы и на смену им пришли детские дома.

Источник: https://klikabol.mirtesen.ru/blog/43282796153/Sirotyi-na-Rusi:-Kakie-tyagotyi-vyipadali-na-dolyu-besprizorniko

Diletant.media: Как в России заботились о сиротах до 1917 года

Забота о сиротах

По данным 2018 г., в России в детских домах живут 47,8 тысяч детей. И тысячи разных организаций помогают им выжить и подготовиться ко взрослой жизни. Но когда-то всех этих учреждений не было, и только начиная с Петра I государство более или менее внимательно стало относиться к сиротам. А насколько гуманно относился к беспризорникам народ? 

Беспризорных в России издревле старались помещать в монастырские хозяйства или в государственные села, чтобы не пополняли сообщества воров и проституток или не были проданы в рабство. Первые сиротские дома появились в России еще в 16 в., но их были единицы. Чуть больше стал заботиться о «сирых» Петр I.

Во второй половине его правления сирот стало настолько много, что, видимо, они попадались и ему на глаза. Так сильно он увеличил налоги, что крестьяне переставали сами брать несчастных детей под опеку – не прокормить. Казенных средств тоже не хватало, на долю новых домов призрения приходилось недостаточно, и Петр импровизировал.

Для начала приказал он беспризорных «ребят бив батоги на суконный двор и к прочим мануфактурами» отсылать, чего зря пропадать рабочей силе, и так ее не хватало. Вырастет – будет уже готовый опытный работник. Петр же впервые в России ввел алименты, чтобы тот, «кто пребудет с девкою и она от него родит», обязан был платить штраф для содержания ребенка.

Помимо этого, нерадивый папаша подвергался наказанию «сверх того тюрьмою и церковным покаянием…», «разве что он потом на ней женится».

Худ. Перов В.Г. «Дети-сироты на кладбище». Источник: kulturologia ru

Богоугодное дело Петра продолжила Екатерина Вторая. При ней появился Приказ общественного призрения и воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Императрица жертвовала на их нужды собственные средства и побуждала состоятельных людей делать то же.

Так, заводчик Прокофий Акинфиевич Демидов пожертвовал одному только Московскому воспитательному дому (на 500 питомцев) в 1771 г. колоссальную сумму в 100 000 рублей. В 19 в. появились десятки новых приютов.

Создавались организации, заботящиеся о детях: «Общество защиты детей от жестокого обращения», «Детские ясли», «Капля молока» и другие.

Источник:toptigki.livejournal.com

Но проблема беспризорности росла вместе с общим увеличением численности населения и ростом городов. В городах, в отличие от деревни, общин не было, и сироты оставались предоставлены самим себе или государству.

В Казанском императорском университете в 1916 г. опубликовали исследование В.Ф. Залесского, подсчитавшего, что еще до войны в стране было до 2,5 млн нищих и беспризорных детей, так что масштабы проблемы были немалые.

А решали их традиционно крестьяне, большая часть населения.

Источник: www.liveinternet.ru

На селе призрением занимался крестьянский сход, «мир». Собиравшийся не реже двух раз в год, «мир» начинался с обращения «Православные!» (апеллируя к христианской морали) и пользовался большим уважением. Его лидеров крестьяне выбирали сами.

Недемократичным тут было то, что не пускали женщин (разве что одиноких), а если те приходили, «ругали их матерщиной и смеялись над ними». Один крестьянин в начале ХХ в. говорил так: «Мирское дело – дело великое. На сходку выходить – надо Богу помолясь, да и стоять на ней как в церкви.

[…] Старика, старуху успокоить, сирот призреть, вдов определить, спорящих, ссорящихся примирить, и все это дело сходки мирской, и все это – любимые дела Божии». Так что сход традиционно занимался не только экономическими делами, но и социальной защитой общинников.

И если ребенок оставался без родителей или их поразило умопомешательство, то на произвол судьбы никого не бросали. Сход назначал опекуна.

Сельский сход в Самарской губернии (1900 – 1903). Источник: ru.wikipedia.org

Этнографы в разных губерниях в конце 19 в. писали, что «мир обязательно заботится об устройстве малолетних сирот» и принимает в их отношении «самое деятельное участие», и все это делается «с целью прокормить опекаемого до совершеннолетия и сохранить его имущество».

Часто опекали и полусирот, оставшихся только без отца. Вдову допускали, «если она женщина хорошего поведения и рачительна к хозяйству». Иначе назначался дополнительный опекун.

Например, в одном случае в селе Рождествене Пошехонского уезда Ярославской губернии крестьяне назначили ребенку опекуном его дядю, так как мать «отличалась своим легким разгульным поведением». Если мать уходила в дом нового мужа, то могла лишиться права опеки.

А право отчима на опеку зависело от его личных качеств, которые в обычном праве были важным критерием при принятии решений.

Убежище для бесприютных детей Благотворительного общества при Архангельской городской больнице, 1915 г. Источник: miloserdie.ru

Движимое имущество семьи сироты обычно продавалось, а деньги отдавались в ссуду общинникам, чтобы затем с процентом отдать достигшему совершеннолетия сироте. Землю сироты община сдавала в аренду. Опекун вознаграждения не получал.

Крестьяне говорили: «опекунство – дело Божье» и «брать что-либо от сирот грех». Если обнаруживались злоупотребления, сельский сход назначал другого опекуна. А провинившегося могли арестовать на время или наказать как-то иначе.

Беспризорники Советской России, 1922 г. Источник: photochronograph ru

Если дохода с имущества община не получала, опекун должен был кормить сироту на собственные средства. Поэтому нередко сирот раздавали состоятельным крестьянам. В некоторых случаях общество в целом содержало детей, и тогда они жили в разных дворах по очереди, а община собирала на содержание деньги.

Как только ребенок достигал лет 12, его отдавали в пастухи или няньки, чтобы мог заработать себе на пропитание. А по достижении совершеннолетия (обычно в 18 лет) опеку с сироты снимали. В этот момент он имел право на получение от общины земельного надела и статус полноправного общинника.

Так народные обычаи вполне обеспечивали сиротам выживание, социализацию и место в обществе.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/diletant_ru/2336221-echo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.